Провоз велосипеда и лыж в поезде дальнего следования и в электричке
Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Велосипед и лыжи в поездах

Провоз (транспортировка) велосипеда и лыж в поезде дальнего следования и в электричке

Леонид Ливеровский

 

Введение Историческая справка:
Правила о багаже в поездах дальнего следования ФПК 2014 года с изменениями 2015 года, (которые удорожают перевезку велосипедов и другого багажа в поездах дальнего следования) Сравнительная таблица правил разных лет
Выдержки из правил Федеральной пассажирской компании Итоги акции туристских велоклубов Москвы 2008 года "В каждый поезд - веловагон"
Оплата провоза велосипеда в электричке (поезде пригороднго сообщения) Выдержки из предыдущих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте России. Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30.
Оплата провоза лыж в электричке (поезде пригороднго сообщения) Ответ на запрос газеты "Вольный ветер" из МПС (2001 год).
Штрафы за безбилетный проезд Ответ на запрос президента Московского Клуба Велотуристов - МКВ (1997 год).
Провоз велосипеда в поезде - практика от "КАРАВАНА"
Как провозить (транспортировать) велосипед в электричке (поезде пригородного сообщения)?  
Электричка R2R латвийской модификации Дизель ДРБ1Б-507  
Электричка ЭД-4МКу ЭД-4МКМ, ЭП2Д Электричка "Ласточка" ЭС2Г
 
Электричка "Иволга" ЭГ2Тв  
Можно ли провозить велосипед за турникеты в неразобранном виде, а разбирать его у вагона или в вагоне? (ответы от ОАО "ЦППК" и ОАО "РЖД")  
Способы перевозки велосипеда в поездах дальнего следования  
Как провозить (транспортировать) велосипед в поезде дальнего следования внутреннего сообщения?  
Перевозка велосипеда в поезде международного сообщения (включая Белоруссию,Украину, Финляндию)  

 

Введение

С принятием новой редакции «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом» в 2015 году правила и тарифы на перевозку багажа и грузобагажа устанавливаются перевозчиком.

В нашем случае (для жителей Москвы и области) перевозчиками являются:

У всех компаний правила перевозки багажа (лыж, велосипедов и друго спортивного и туристского инвентаря) отличаются. На начало 2019 года все перевозчики так или иначе требуют оплаты провоза велосипедов (за некоторыми исключениями).

Что касается лыж, то самый жадный перевозчик - это ЦППК, которая хочет за лыжи даже больше, чем за велосипед. Остальные перевозчики при соблюдении некоторых условий разрешают провозит лыжи и сноуборды бесплатно.

Итак, читаем подробности в соответствующих разделах.

Правила о багаже в поездах дальнего следования ФПК 2014 года с изменениями 2015 года

Bступили в действие 12.08.2014 «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» утверждены приказом Министерства транспорта РФ № 473 от 19.12.2013, приказ зарегистрирован Минюстом 24.07.2014. Эти правила значительно усложняли перевозку велосипедов и другого спортивного инвентаря, особенно в поездах дальнего следования.

В 2015 году изменились названия правил: "Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", которые утверждены Постановлением правительства РФ от 17 июня 2015 года №597.

Что же изменилось? Исчезла норма, что в счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

Самое плохое, что появилось ограничение 180 см по сумме трех измерений багажа (см. п. 129), а всё, что больше, требует так называемых «особых условий перевозки». Таким образом, турист везущий байдарку или велосипед, которые точно превышают по сумме по сумме трех измерений 180 см, должен подать письменное заявление не менее чем за 20 дней до поездки. (Формально под ограничение "180" см попадает не только велосипед или байдарка, а ВСЕ, даже лыжи, которые до сих пор можно возить даже в метро бесплатно.

За изменение этих правил выступили спортсмены и туристы, которые собирали подписи (здесь и здесь) за изменение правил - конкретно за отмену жесткого ограничения в 180 см по суме трех измерений. И 23 октября 2014 правила перевозок Федеральной пассажирской компании (ФПК) уточнили и дополнили федеральные правила, скорее всего не в результате сбора подписей, а под давлением спортивных федераций.

Теперь провозить спортивный, туристический и охотничей инвентарь в поездах ФПК (это большинство поездов дальнего следования) можно с собой даже если он превышают по сумме по сумме трех измерений 180 см, при этом велосипеды и байдарки не должен мешеть другим пассажирам, и в отличии от старых правил перевозить их надо только за деньги (Подробнее тут), а лыжи можно и бесплатно.

Интересно, что это изменение не в Федеральных правилах, а в правилах перевозок Федеральной пассажирской компании - ФПК (одного из перевозчиков, хотя и самого большого). Т.е. ФПК в соответствии со своими правами (установка тарифов на багаж и определение особых условий перевозки) и согласно федеральными правилами приняла свои правила, уточняющие федеральные.

До внесения изменение размер любого багажа для бесплатного провоза должен был быть по сумме трех измерений не более 180 см, куда велосипед не укладывается. Значит надо было платить и сдавать велосипед в багаж. С учетом изменений в правилах, велосипеды и байдарки заставят сдавать в багажный вагон или в багажное купе, которое появилось во многих поездах с введением новых правил, только если они мешают другим пассажирам и не могут разместиться на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами.

Заплатить за багаж не так и сложно, хотя делать это надо только лично в кассе, в интернете пока купить багажный билет нельзя. Хуже другое. Вагонов, где остались удобные багажные полки становится все меньше и меньше. Более того, плацкартные вагоны (даже неудобные российские) вообще больше не закупаются железной дорогой. Вместо них будут закупаться двухэтажные купейные вагоны. Там вообще велосипед не только некуда поставить, но и занести на второй этаж проблематичню (автор этих строк ездил в таком двухэтажном вагоне).

Остается ехать втроем в одном купе, или сдавать ведлосипед в багажный вагон или в багажное купе. Сдать велосипед или байдарку в багажный вагон, если нет багажного купе, не так просто. Надо заранее сдать багаж в багажное отделение, и он приедет на место, возможно, и не тем поездом, на которм вы едете, поскольку не во всех составах есть багажные вагоны и багажные купе (например, "Сапсан").

В электричках же положение ухудшилось незначительно, поскольку там и так нет и никогда не было мест, куда помещается велосипед. Поэтому провозить велосипед официально можно как и раньше только в тамбуре, а неофициально, там где удасться поставить.

Автор этих строк, когда едет один, то садится в первый или в последний вагон, ставит велосипед, со снятым передним колесом вдоль туалета и накрывает его чехлом, что ни разу не давало повода контроллерам требовать билет на провоз велосипеда. Про новшества по оплате велосипеда в электричке, читаем тут.

Я уверен, что эти изменения связаны с появлением на российских железных дорогах двухэтажных купейных вагонов, где места для багажа почти нет (рундуки очень маленькие, полка над дверью - крохотная).

Новые правила, вышедшие из недр правительства, ущемляли не только туристов и спортсменов, везущих в походы, на сборы или соревнования свой повседневный инвентарь, но других пассажиров, так как нельзя провезти и детскую коляску и много чего еще...

С учетом измений, правила стали более разумные, однако, теперь за все, кроме лыж, в поездах дальнего следования ФПК надо платить.

Выдержки из правил Федеральной пассажирской компании

4. Провоз спортивного, туристического и охотничьего инвентаря

В поездах ОАО "ФПК" разрешается провозить следующие предметы спортивного, туристического и охотничьего инвентаря (их размер по сумме трех измерений может превышать 180 см):

а) сноуборды, лыжи и палки к ним, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. Плата за перевозку данных предметов с пассажиров не взимается. Оформление перевозочных документов не требуется.

б) разборные байдарки, неразборные каяки и весла, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждую байдарку (каяк), перевозимую в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг;

в) велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;

д) охотничье и спортивное оружие, которое перевозится в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов на местах для ручной клади. За каждую перевозимую в поезде единицу оружия с принадлежностями взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;

е) спортивные шесты, которые перевозятся в купейных вагонах и в вагонах с 2-х местными купе (СВ). Размещение шестов должно осуществляться в связке равномерно вдоль кожуха труб отопления коридора так, чтобы они не мешали проходу пассажиров. Погрузка спортивных шестов разрешается со станции отправления поезда и с промежуточной станции, где стоянка поезда не менее 5 минут, с высокой платформы через окно коридорной стороны вагона. На конечной станции выгрузка шестов осуществляется только после полной высадки пассажиров из вагона. За каждый шест, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. На один проездной документ разрешается провоз не более 2-х спортивных шестов. Контроль за погрузкой и выгрузкой шестов возлагается на проводника пассажирского вагона, в котором они перевозятся.

Оформление перевозочных документов осуществляется с даты открытия продажи мест на поезд и до его отправления, независимо от даты приобретения проездного документа пассажиром.

Обеспечение целостности и сохранности багажа, перевозимого с собой пассажиром, является обязанностью пассажира.

Оплата провоза велосипеда в электричке (поезде пригороднго сообщения)

Согласно правилам размер оплаты за сверхнормативный багаж и велосипед устанавливает дорога, а в современных условиях фактически это пассажирская пригородная компания.

На 2019 год в Москве и области провоз велосипеда стоит у ЦППК 60 рублей до 100 км и свыше 100 км – 120 рублей, у СЗ ППК (Лениградский вокзал) 40 руб. на расстояние до 100 км. и 80 руб. на расстояние свыше 100 км. от места отправления.

C 15 июня 2013 года Центральная пригородная пассажирская компания запустила новую услугу. С 11 утра до 16 вечера пассажиры с велосипедами могут не платить за него, провозя велосипед в собранном виде и без чехла.

С 27 мая 2015 года в поездах ОАО <Центральная ППК> (все направления Московского ж/д узла, кроме Ленинградского) и ОАО <Московско-Тверская ППК> (Ленинградское направление) расширяется время бесплатного провоза велосипеда с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 6:00 ежедневно.

Важно, чтобы одна из станций маршрута (начало или окончание) находилась на территории Москвы или Московской области. Пассажир обязан приобрести проездной документ и обратиться в кассу для получения бесплатного билета для провоза велосипеда в этот промежуток времени.

Со 2 сентября 2013 года к данной акции присоединилось и ОАО «Московско-Тверская ППК» (Лениградский вокзал -Московская обл, и по Тверской, Новгородской и Ярославской областям).

Для бесплатного провоза велосипедов в период с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00 необходимо оформить бесплатный билет в билетной кассе.

 

Оплата провоза лыж в электричке (поезде пригородного сообщения)

В пригородных поездах разрешается провозить сноуборды лыжи, и палки к ним, на местах, предназначенных для размещения ручной клади, бесплатно, если они по сумме трех измерений меньше 180 см.

Если они больше, то, насколько известно автору, плата за провоз лыж взимается на полигонах обслуживания пригородных компаний: ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания", "Северо-западная пригородная пассажирская компания".

На полигоне деятельности ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (это в Ленинграде, т.е. в Питере) с 2016 года каждую зиму проходят акции "Зимний бонус", во время которой с пассажиров не взымается дополнительная плата за провоз сноубордов, лыж и палок к ним.

В 2015 году ЦППК втихаря ввела оплату перевозки лыж. Узнали мы об этом из средств массовой информации в форме подачки о бесплатной перевозке лыж 7 и 14 февраля 2016 года в дни проведения массовых лыжных соревнований Московская лыжня и Лыжня России. Это был удар под дых всем нам, чтобы сама мысль о том, что что-либо может быть бесплатно стала дикой.

Сегодняшняя же реальность (2019) - ЦППК - самая жадная жадина: КАКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВОЗА ЛЫЖ В ПРИГОРОДНОМ ПОЕЗДЕ?
"Лыжи относятся к категории ручной клади, поэтому если лыжи, перевозимые вами, в сумме трех измерений превышают 180 см, вам необходимо оплатить их провоз. Стоимость провоза ручной клади на расстояние до 100 км составляет 120 руб. и более 100 км – 240 руб."
Это дороже велосипеда: стоимость провоза велосипедов на расстояние до 100 км – 60 руб., свыше 100 км – 120 руб.

МТ ППК (Лениградский вокзал): Напоминаем, что лыжи и сноуборды можно бесплатно брать с собой в электрички МТППК
«С 17 декабря 2018 года пассажиры МТППК могут бесплатно брать с собой любые сноуборды, лыжи и лыжные палки. Руководство компании решило снять ограничения на размер зимнего спортивного инвентаря, допустимого к бесплатной перевозке в пригородных поездах»

В Питере (СЗ ППК) снова акция по бесплатному провозу лыж в электричке, а нам по всем вокзалам, кроме Лениградского - уй. (СЗ ППК, МТ ППК - это все бывшая Октябрьская дорога).

Однако, бодро начав терроризировать лыжников в сезоне 2015-2016, по факту к сезону 2017-2018 приставать к лыжникам контроллеры ЦППК перестали.

Если серьезно начнут приставать - сделаем на клубные взносы "лыжный чехол от контроллера" из тонкой ткани, менее 100 г/кв.м, или из марли, куда будет помещатсья 10-15 пар лыж. Весить и занимать места такой чехол будет немного. В таком чехле носить лыжи будет нельзя, только "прятать". Руководитель будет покупать 1 багажный билет (до 36 кг можно на один билет везти багажа), и все участники уже в вагоне будут в этот чехол складывать лыжи, и давать денег руклю... Чем больше участников, тем дешевле провоз лыж обойдется. Тут проявятся преимущества организованного коллектива перед индивидуалом.

Об этом будет написано в плане.

Острые части лыж и лыжных палок нужно накрывать защитными насадками, а сноуборды перевозить в чехлах. Спортивный инвентарь необходимо размещать так, чтобы не мешать другим пассажирам.

Штрафы за безбилетный проезд

С 6 апреля 2015 в соответствии с законом «О внесении изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который увеличивает штрафы за безбилетный проезд в поездах, в Правилах ЦППК появился следующий пункт:

4.6. За отказ физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению уполномоченным перевозчиком лицом составляется соответствующий акт на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров (это цена одной зоны - авт.), применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо. За отказ безбилетного физического лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.

 

Компании перевозчики с самого начала своего существования ведут с пассажирами необъявленную войну за их деньги. Тратят огромные средства на эту войну. Создают неудобства, закрывают и входы, и выходы, и переходы, оставляя один проход, строят павильоны, турникеты, заборы, нанимают охрану и контроллеров, вводят штрафы и залоги (например, залог в 200 руб на 30-ти минуный талон провожающего), и сборы за оформление билета в поезде, устанавливают "скворешники" и "столбики"...

(На всех дорогах сейчас устанавливают на платформах, где нет кассы или, где касса работает ограниченное время, "скворешники" и "столбики" - автоматы, которые просто печатают талон, с кодом, где ты сел. Потом у контроллеров или в "кассе на выход" можно купить билет без штрафа в 200 руб. Талон действует 3 часа.)

В советское время (1984-1985 год) билет туда и обратно до Ивантеевки-2, например, стоил 50 коп, а сезонка до четвертой зоны на месяц - 2р 25 коп. (Кто не знает, сезонка - это безлимитный билет до ЗОНЫ по ЛЮБОЙ дороге, с фотографией. Были они на месяц, три, полгода и год. Чем больше срок действия, тем дешевле одна поездка). Месячная сезонка окупалась за пять дней, пять дней, Карл... И с любого вокзала, до любой станции, не далее ЗОНЫ, Карл...

И воевать с пассажирами было не надо, и тратиться на противозацейвые рвы и заборы не надо было. Утром, когда все едут на работу, редкие контроллеры даже не будили спящих... У всех были сезонки. Это и была эффективная борьба с зайцами...

В СССР электрички людей возили, а при капитализме перевозчики деньги зарабатывают, устанавливая максимально возможную цену на билет, покуда пассажиры еще не бунтуют, требуя при этом и компенсации "убыточности пассажирских перевозок" из бюджетов субъектов федерации. Мечта перевозчика - вмененный билет. Это когда каждый обязан заплатить за проезд, но ездить не имеет права...

Провоз велосипеда в поезде - практика от "КАРАВАНА"

Как провозить (транспортировать) велосипед в электричке?

Основная часть поездок велоклуба "КАРАВАН" - это походы выходного дня (ПВД). В такие велопоходы велосипедисты традиционно выезжают на электричках. В пригородной электричке технически затруднительно провести 20-30 велосипедов, не нарушая действующих правил.

По правилам: "разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату, определяемую в соответствии ..., не более одного велосипеда в не разобранном виде".

Однако, через тамбуры постоянно ходят пассажиры, торговцы-разносчики, контролеры-ревизоры, сотрудники милиции, а велосипед в тамбуре мешает движению из вагона в вагон, входу и выходу пассажиров, что приводит к постоянным конфликтам.

В современных пригородных поездах начиная с 2013-14 годов появляются места для провоза велосипедов, о чем ниже.

Электричка R2R

На Московской железной дороге до середины 2000-х годов эксплуатировались в основном устаревшие Рижские электропоезда серии ЭР-2, где можно было фактически перевозить велосипеды в вагоне на тех местах, где когда-то стояли ныне демонтированные туалеты, или просто сняты сиденья.

При посадке в электричку ЭР-2 велосипедисты носятся вдоль состава в поисках "веловагона", где можно удобно поставить велосипед. Вот так:

Велосипед в электричке ЭР-2

К середине второго десятилетия XXI века поезда R2R исчезли.

Электричка ЭД-4

Во внедряемых же с начала 2000х годов электропоездах новых типов Демиховского завода с широкими тамбурами (ЭД-4) мест без сидений нет и мест для крупногабаритного багажа нет. Если подают ЭД-4, то возникают проблемы, особенно когда много народу - надо распределятся по вагонам небольшими группами. Велосипеды при этом можно повесить вертикально, зацепив носком седла за багажную полку и уперевшись рулем, и сидеть на сиденье под ними. Если жалко велоперчаток, то надо иметь с собой тряпку, и положить ее под седло. Вот так.

Велосипед подвешен на багажную полку в электричке ЭД-4

Так же можно велосипеды поставить на сиденья одним колесом на сиденье, другим на спинку - с риском затяжных конфликтов с пассажирами.

С тех пор, как началась приватизация железных допрог, и взиманием дани занялась в Московской области ЦППК (Центральная Пригородная Пассажирская компания), проблем с перевозкой велосипедов в электропоездах прибавилось.

Теперь такой инцидент с контролерами стал типичным, когда они сильно возражают против размещения велосипедов на багажной полке (вагон типа ЭД-4). Когда велосипедистов не много, и в численности они проигрывют контрам с чоперами, естественно, что контру и чоперов поддерживают и зрители в вагоне. Тогда приходится переместить велосипеды в тамбур, и быть на дежурстве, обеспечивая тем самым сохранность велосипедов.

Ж/Д правила нечетко сформулированы. По "духу" правил, что и как можно провозить, определяется на самом деле типом вагона: электричка ЭР2, плацкартный вагон, сидячий вагон на базе вагона дальнего следования и так далее. Но в Правилах нет определения типа вагона, а есть вид сообщения: есть пригородное сообщение, местное и дальнее.

Соотвественно, составители правил имели ввиду тип вагона, когда писали про велосипед, я так думаю. Подразумевается, что:

Отсюда получается, что в электричке можно один неразобранный велосипед возить в тамбуре, в вагоне дальнего следования - в упакованном виде, если поместиться на местах предназначенных для ручной клади (в сидячем вагоне велосипед провоззить нельзя - он не поместиться там никуда даже разобранный), и нельзя провозить велосипед в тамбуре ни собранный, ни разобранный.

А в электричке провозить велосипед в упакованном виде ( без переднего колеса и в чехле) в вагоне - можно. По духу и букве Правил, велосипед весит менее 36 кг и сумма его измерений не превышает 180 см..

Вопрос только в том, способен ли упакованный велосипед поместиться на местах, предназначенных для ручной клади в электричке(на полке). Я полагаю, что на полках для ручной клади -да, по мнению контроллеров - нет.

Но если найдется место, куда поставить велосипед(ы) в чехле,не загромождая проходов, то везти его можно и бесплатно. (Первый и последний вагон вдоль туалета один велосипед помещается, например...Кое-где есть места, где сняты сиденья.)

Еще есть ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ № ЦТ-ЦУО-175, перепечатки которой можно встретить во всех более современных инструкциях и дополнениях.

Пункт 2.1.12. этой инструкции гласит: "Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава".

Если еще соблюдать и эту инструкцию, то и один велосипед может загромождать проход, тогда в собранном виде вообще нельзя провозить велосипед в электричке, Я думаю, что, скорее всего один велосипед в тамбуре не "загромождает проход", а несколько загоромождают точно.

Отсюда получается, что размер группы, везущей велосипеды по всем правилам в электричке в лучшем случае не может превышать количество тамбуров в составе поезда. А скорее всего по букве всех правил вообще нельзя велосипед провозить в электричке, поскольку и один собранный велосипед может загромождать тамбур, а разобранный с багажной полки электрички свалиться.

Эти проблемы заставили велосипедистов затеять безуспешную компанию со сбором подписей за велагон.

Известно еще, что Игорь Петрович Налимов и компания (Велотранспортный союз) подготовили (конец 2009) письмо в Московскую железную дорогу с перечнем типов электропоездов, где уже и так нет сидений с просьбой разрешить там провоз велосипедов и обозначить соответствующим образом эти места-вагоны.

Пустое на наш взгляд дело, так как поезда этих серий (в первую очередь ЭР2) постепенно выводятся из эксплуатации и заменяются на Демиховские (серия ЭД4 и другие более новые) с широкими тамбурами. Тут и есть самая засада. Там нет вообще "веломест" в вагоне (демотированных туалетов, и демонтированных по неизвестным причинам сидений, на месте которых в основном и образовались "веломеста" в поездах ЭР2).

Еще начальник управления пригородных пассажирских перевозок ответил так: "увеличение количества пассажиров с одной стороны вагона (там, где будут сняты диваны) приведет к увеличению разницы между нагрузками на ось на тележках вагона, а это влияет на безопасность движения".

Сущая отписка. Можно и с двух сторон снять сидения, раз, можно и складные места вдоль борта сделать, два.

Электричка R2R латвийской модификации

Вот так, как сейчас (2011 год) выглядят модернизированные c местами для велосипедов те самые электрички ЭР2Р, в той самой Риге, где завод RVR (Рижский вагоностроительный завод) уже почил в бозе, а поезда еще исправно ходят, и по мнению нашего РЖД, которые совершенно не подходят для модернизации под провоз велосипеда:

Модернизированная электричка ЭР2Р с местами для велосипедов

Не пустое дело - это было бы посмотреть "технические требования к вновь разрабатываемому моторвагонному подвижному составу", где предусмотрены места для инвалидных колясок и велосипедов (цитата из ответа РЖД), и как на Демиховском заводе собираются их реализовывать. Но, Велотранспортному союзу это не интересно - он занят государственной велопрограммой, и велообщественность за свои права не борется. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".

Дизель ДРБ1Б-507

Например, новый дизельный поезд ДР1Б-507 уже имеет штатные места для велосипедов и очень неплохие:

Веловагон ДР1Б-507

Однако, велообщественность вяло занималась решением своих проблем... Низка у нас гражданская активность...

Электричка ЭД-4МКу, ЭД-4МКМ, ЭП2Д

В конце концов вода камень точит, и к 2013-14 году Демиховский завод к освоил выпуск модернизированных электропоездов ЭД-4М с биотуалетом и местами для велосипедов. В расписании ЦППК они обозначаются, как "Стандарт плюс", но стоит проезд, как обычно. По электрической схеме - это все тот же ЭР2 с коллекторным двигателем и реостатно-контакторной системой управления.

К 2016 появился новый поезд Демиховского завода - ЭП2Д с таким же салоном, как и у модернизированной ЭД4М, но с другой ародинамической формы кабиной машиниста и с модернизированной системой управления. Состав может иметь минимум 2 или три вагона, тогда как минимальна длина состава ЭД4М - 2 моторвагонные секции или 4 вагона. ЭП2Д также оснащен коллекторным двигателем и модернизированной реостатно-контакторной системой управления.

Фото ЭП2Д и ЭД4М последней модификации. Места для велосипедов и туалет есть в первом и последнем вагоне:

 

Электричка "Ласточка"

ЦППК по понятным причинам до недавнего времени покупала электрички только у Демиховского завода, поэтому Ласточки (ЭС2Г и др.) с современными асинхронными двигателями и электронной системой управления в качестве электричек ездят у нас только с Лениградского вокзала, где перевозчик МТ ППК.

"Ласточки" выпускаются в с салонами разных модификаций. На Лениградском вокзале эксплуатируются "Ласточки" ЭС2Г в пригородном исполнении (2+3), где нет мест для велосипедов, есть только небольшая полка для чемоданов (фото справа).

Однако, для перевозки даже нескольких велосипедов или байдарок "Ласточки" в пригородном исполнении почти непригодны. Места для крупногабаритного багажа там нет совсем, один велосипед в сборе ставится вдоль туалета (туалетов в составе 4) или велосипед в чехле размещается в проеме тех дверей, которые в экспрессе не открываются на всех станциях.

С этой точки зрения Демиховские электрички ЭД-4М и ЭП2Д гораздо удобнее. В них может разместиться большая группа велосипедистов.

Сначала на Лениградском вокзале "Ласточки" эксплуатировались в качестве экспрессов до Крюково и Твери с порвышенной ценой билетов без мест. Начиная с 2018 года "Ласточки" стали ходить и как обычные электрички, в расписании не указывается какой тип состава поедет. Это создало дополнительные трудности при планировании групповых велопоездок и погрузки в поезд.

На Московском центральном кольце эксплуатируются "Ласточки" в городской модификации с местами для перевозки велосипедов в части вагонов (фото слева).

Электричка "Иволга" ЭГ2Тв

Иволга - это современная городская электричка тверского вагоностроительного завода с асинхронными двигателями и полупроводниковой системой управления. Для понижения входного напряжения от контактной сети и преобразования постоянного тока в переменный ток необходимой частоты используются импортные статические преобразователи на интеллектуальных транзисторных модулях. Но, нас интересует салон. В составе имеются вагоны с туалетами и с местами для велосипедов и другого крупногабаритного багажа. Мест для сидения в вагонах мало - салоны построены по схемам 2+2 или 2+1 сидения.

ЦППК в 2016 году изменила Демиховскому заводу с Тверским вагоностроительным и начала закупать электрички "Иволга". На начало 2019 года эти поезда уже ездят с Киевского вокзала до Новопеределкино и с Белорусского до Усово. Планируется их эксплуатация на московских центральных диаметрах.

Места для велосипедов, колясок и крупногабаритного багажа имеются в "Иволгах" только в головных вагонах "второго типа".

Боковые откидные сиденья и места для велосипедов головном вагоне типа 2.

 

Можно ли провозить велосипед за турникеты в неразобранном виде, а разбирать его у вагона или в вагоне? (ответы от ОАО "ЦППК" и ОАО "РЖД")

 Илье Васильевичу Черняеву
начальнику Департамента
 по связям с общественностью ОАО
«Центральная ППК»
ул. Земляной Вал, 29,
Москва, 105064

 

Уважаемый Илья Васильевич!

Согласно «ПРАВИЛАМ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА В ПРИГОРОДНЫХ ЭЛЕКТРИЧКАХ»  ОАО ЦППК пассажир имеет право провозить без дополнительной оплаты ручную кладь,  сумма трех измерений которой  не должна превышать 180 см. Если велосипед в разобранном и упакованном в чехол виде не превышает установленных габаритов, то его можно провозить без дополнительной оплаты, следует из этих правил.

В связи с тем, что переноска велосипеда в чехле не очень удобна, в велоклубе «КАРАВАН» давно сложилась практика, когда упаковка и распаковка велосипеда осуществляется прямо на платформе, у дверей вагона, ведь значительно удобнее катить велосипед, чем  тащить его в чехле.

Однако, последнее время работники ЦППК стали категорически отказываться пропускать (и выпускать)  за ограждения (турникеты) велосипеды в неразобранном виде без билета на велосипед, что причиняет  дополнительные неудобства членам клуба при перевозке велосипедов.

Прошу Вас разъяснить, является ли фактический запрет проноса велосипедов в неразобранном виде на платформу (за ограждения или турникеты) без специального билета самодеятельностью сотрудников ОАО «ЦППК», или такой запрет регулируется какими-то дополнительными нормами кроме:

·         "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

·         "Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" Постановлением правительства РФ от 17 июня 2015 года №597;

·         «ПРАВИЛАМ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА В ПРИГОРОДНЫХ ЭЛЕКТРИЧКАХ»  ОАО ЦППК

где такой запрет не установлен.

Ваш ответ мы обязательно опубликуем на сайте клуба.

Публикуем ответ, из которого ясно, что перевозчика интересуют исключительно деньги, а не удобства и интересы пассажиров. Аналогичный ответ мы получили и на запрос в ОАО РЖД.

 

Ответ ЦППК

 Олегу Валентиновичу Белозерову
президенту
  ОАО «Российские железные дороги»
107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2

 

 

Уважаемый Олег Валентинович!

 

Согласно «ПРАВИЛАМ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА В ПРИГОРОДНЫХ ЭЛЕКТРИЧКАХ»  ОАО ЦППК пассажир имеет право провозить без дополнительной оплаты ручную кладь,  сумма трех измерений которой  не должна превышать 180 см. Если велосипед в разобранном и упакованном в чехол виде не превышает установленных габаритов, то его можно провозить без дополнительной оплаты, следует из этих правил.

В связи с тем, что переноска велосипеда в чехле не очень удобна, в велоклубе «КАРАВАН» давно сложилась практика, когда упаковка и распаковка велосипеда осуществляется прямо на платформе, у дверей вагона, ведь значительно удобнее катить велосипед, чем  тащить его в чехле.

Однако, последнее время работники ЦППК стали категорически отказываться пропускать (и выпускать)  за ограждения (турникеты) велосипеды в неразобранном виде без билета на велосипед, что причиняет  дополнительные неудобства членам клуба при перевозке велосипедов.

Прошу Вас разъяснить, на каких основаниях действует фактический запрет, который ввела ОАО «ЦППК», проноса велосипедов в неразобранном виде на платформу (за ограждения или турникеты) без специального билета, ведь в их же правилах речь идет именно о провозе за плату неразобранного велосипеда в тамбуре, а не об оплате его нахождение на платформе.

 

С уважением,

Ответ ЦППК

Хозяевам компаний-перевозчиков надо сделать так, что собрать как можно больше денег (в виде оплаты за проезд, багаж, штрафов, дотаций, за, якобы, убыточность), не считаясь с удобствами пассажиров, не считаясь ни с чем.

Отсюда растут "ноги" превращения станций в крепости (турникеты, решетчатые заборы, сплошные железные заборы, и последнее веяние - железобетонный антивандальный забор толщиной около 30 см, внедряемый на Октябрьской дороге, который приближается по конструкции ДОТам линии Маннергейма), отсюда же бригады контроллеров-охранников по 5-7 человек.

"Сезонка" времен СССР на месяц (так назывался проездной на электричку) окупался уже на 6 день (сезонка на месяц до 4й зоны стоила 2р25коп, а разовый билет 20 коп, туда и обратно 40 коп). Поэтому-то в утренней электичке полной едущих на работу, контроллеры, которые попадались не чаще раза в месяц, не будили спящих - все равно сезонки у 100 человек из 110 едущих. И не надо было превращать станции в крепости.

Когда появились турникеты, они не вписывались в те законы, которые тогда были, и с турникетами пытались бороться правовыми средствами, и иногда выигрывали, и турникеты снимали, как было, например в Твери. Чем кончилось? Внесли поправки в законы.

Или проход за турникеты для проводов встреч. Залоговая сумма за бесплатный билет, который действует 30 минут, по истечении которых встречающий-провожающий свои деньги уже не сможет вернуть.

Или возьмем двухэтажные вагоны, в которых в погоне за прибылью железная дорога смогла сделать 64 купейных места, даже больше, чем в снимаемых с эксплуатации плацкартных вагонах (54 места), а продавать такие места можно почти по цене купе. Увеличение количества мест в вагоне достигается снижением высоты купе и уменьшением места для багажа - нет багажных полок, только рундук под нижней полкой, который меньше старого значительно.

Поэтому-то и были измененены правительством правила перевозок и железнодорожый устав, где ужесточаются правила провоза багажа, и он становится де-факто и де-юре платным.

С шулером нельзя садиться играть в карты, еще не начав играть, ты уже проиграл. Выйграть у шулера можно только с помощью канделябра.

Все это примеры того, что правительство находится на службе корпораций, которым до интересов граждан нет дела.

Как провозить (транспортировать) велосипед в поезде дальнего следования внутреннего сообщения?

По действующим на настоящий момент правилам проезда по железным дорогам России велосипеды как ручная кладь, т.е. то, что можно взять с собой в вагон, разрешены к перевозке в разобранном виде и упакованными, если укладываются в норму веса для ручной клади и способны поместиться на местах, предназначенных для ручной клади ("в счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.").

Ссылки на правила при посадке в вагон скажут проводнику, что вас всё равно придётся посадить в вагон без требования дополнительной оплаты. Лучше если велосипед и рюкзак будет взвешен заранее, получена квитанция о весе ручной клади, тогда у проводника точно не будет ни каких шансов запретить посадку на поезд.

С велосипедами лучше (удобнее и дешевле) ездить в плацкартном вагоне.

Плацкартные вагоны прозводства ГДР (была такая страна - Германская Демократическая Республика) были очень удобны для перевозки велосипедов. На багажные (третьи) полки, не отгороженные бортиками, поперек двух полок, как крыша, со стороны коридора укладывались легко 4 неразобранных велосипеда, но со снятым передним колесом. Вот так (но должен быть в чехле):

Велосипед в поезде поерек третьих полок

Эти вагоны вырабатывают свой ресурс, и заменяются на Тверские, и так далее, вагоны, где багажные полки отгорожены бортиками со стороны отсека, и сплошной стенкой со стороны коридора, что делает невозможным положить неразобраными 4 велосипеда. С трудом со стороны отсека можно втиснуть два.

Если у велосипедов снимаются оба колеса, багажник, крылья, разворачивается руль, откручиваются педали и приворачиваются с другой стороны шатуна внутрь рамы, снимаются рога с руля, то тогда в современном плацкартном вагоне на две третьих полки с огромным трудом укладываются четыре велосипеда. При себе надо иметь наготове верёвку или стяжку, которой велосипеды привязываются к поручням, ручкам и т.п..

В купе на багажную полку можно с некоторыми проблемами положить два велосипеда. Два других придётся подвешивать к потолку, либо класть на пол или на верхние полки. Таким образом можно создать большие неудобства своим соседям по купе.

При укладке велосипедов надо стараться не повредить — систему (передние звезды), петух и задний переключатель, диски тормозов, гидролинии.

Способы перевозки велосипеда в поездах дальнего следования (внутренних)

Итак, способов в соответствии с правилами перевезти велосипед несколько:

Перевозка велосипеда в поезде международного сообщения

В СНГ сложилась практика, что правила действуют той страны, где формируется поезд, а не той страны, гды ты садишься в него. Как это соотносится с законом - не знаю. Во всяком случае, проводники будут настаивать именно на этом.

К счастью, правила Украины и Белорусии разрешают перевозить велосипед бесплатно в поезде дальнего следования и за деньги в пригородных поездах. Правила там почти таке же, как и в России. Про другие страны СНГ пока не узнавал.

Украина. "Наказ Міністерства транспорту та зв'язку України від 27 грудня 2006 року N 1196":

В частности, в пункте 15.5 говорится следующее:

"Дозволяється перевозити при собі за рахунок норми ручної поклажі пасажира дитячі коляски, велосипеди в розібраному та впакованому стані (не більше одного) та інші речі, які за своїми розмірами можуть бути розташовані у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі."

"Разрешается перевозить при себе за счет ручной поклажи пассажира детские коляски, велосипеды в разобранном и упакованом состоянии (не больше одного) и другие вещи, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной поклажи."

Белоруссия. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 21.04.2008 N 57 ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Перевозка ручной клади (в дальнего следования)
1. Вещи, допускаемые к перевозке ручной кладью:
Полный или детский билет обеспечивает пассажиру право бесплатного провоза не более 36 кг ручной клади. ...... Можно перевозить в качестве ручной клади детские коляски, байдарки, велосипеды в мягкой упаковке. Они должны быть размещены в вагоне в разобранном виде и на специально предназначенных для ручной клади местах....
3. Вещи, не допускаемые к перевозке ручной кладью...
Запрещается перевозить вещи, которые могут повредить, загрязнить вагон или вещи других пассажиров.....
4. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдать в багаж.

В пригородном поезде провоз велосипеда в неразобранном и неупакованном виде обойдется владельцу в размере стоимости полного пригородного билета пассажира. Такую же сумму придется заплатить и за провоз сверхустановленной нормы дополнительной ручной клади весом до 50 кг.

В международном сообщении c "дальним" зарубежьем правила могут быть другими, надо уточнять дополнительно. Определяются эти правила отдельными соглашениями между странами и их перевозчиками.

Например,Финляндия. Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (на сайте РЖД). отличаются от росийских:

§ 19. Пассажир имеет право провозить  при себе легко переносимые предметы в качестве ручной клади, если это не противоречит таможенным или другим административным правилам и если этими предметами не будут загрязняться или повреждаться вагоны или вещи других пассажиров.
Разрешается провозить в качестве ручной клади вещи размером не более 100х60х40 см по билету на взрослого в количестве не более трех мест общей массой 35 кг, из которых два – бесплатно и по билету на ребёнка в количестве не более двух мест общей массой 15 кг, из которых одно - бесплатно. В счет общей массы и общего количества мест ручной клади не входят мелкие предметы: портфель, дамская сумочка, переносной компьютер и т.д.
Каждое место ручной клади, провозимое сверх бесплатной нормы, оплачивается по тарифу багажа. За провоз ручной клади, превышающей установленные нормы, пассажир должен оплатить стоимость перевозки в трехкратном размере за каждое место сверх нормы по тарифу багажа. При отказе от уплаты провозных платежей за излишнюю ручную кладь железная дорога вправе отказать пассажиру в перевозке излишней ручной клади.
Пассажиры должны использовать для помещения своей ручной клади предназначенные для этого места.

Прием багажа к перевозке

§ 29. Багаж принимается к перевозке и отправляется по внутренним правилам железной дороги отправления. К перевозке багажом принимаются вещи пассажира в прочной исправной упаковке, обеспечивающей сохранность багажа  на всем пути следования.
§ 30. Кроме того, принимаются к перевозке в качестве багажа без упаковки следующие предметы при условии, если они могут быть легко и быстро погружены и размещены в багажном вагоне:
....
5) велосипеды;
6) лыжи и спортивные принадлежности длиной не более 3 м.
При приеме багажа к перевозке станция отправления заполняет багажную квитанцию, состоящую из трех листов, первый лист которой передается пассажиру.

Расчетная масса багажной отправки

§ 31. Минимальная расчетная масса багажной отправки - 30 кг. При фактической массе багажа более 30 кг  уплачивается провозная плата в двойном размере, а в массе более 60 кг –  уплачивается провозная плата в тройном размере и т.д., за исключением следующих предметов, за провоз которых платежи взыскиваются следующим образом:
1) по ВР как за расстояние 1-300 км:
- за провоз одной пары лыж (с палками) - за 30 кг;
- за провоз велосипеда и детской коляски - за 60 кг;
- за провоз тандема - за 120 кг;
2) по РЖД:
- за провоз велосипеда, детской коляски, коляски для инвалидов, спортивных саней, одной пары лыж (с палками) - за 30 кг.

Т.е. в поезд Москва-Хельсинки формально в стандартное наше купе (а там других вагонов нет) пускать с велосипедом не должны, если он в упакованном виде больше, чем 100х60х40 см. Почти любой велосипед, не полностью разобранный на составные части, больше хотя бы одного из этих размеров. Тогда, велосипед придется сдавать в багаж за плату, приезжая на вокзал заранее, скорее всего накануне или раньше.

Однако, в Росии сложилась практика, что правила часто действуют той страны, где формируется поезд, а не международные (по соглашению сторон). Так в поезд "Лев Толстой" Москва-Хельсинки российского формирования могут пустить (и на практике пускают) в купе с велосипедом.

Кстати, колея в Финляндии такая же, как и в России - наследие царской еще России, когда Финляндия входила в ее состав, и вагоны наши по габаритам там проходят. Российские поезда ходят туда с привычными нам купейными тверскими вагонами.

На других же маршрутах в Европу (Польша, Чехия, Германия), где колея уже, наши купейные и плацкартные вагоны не проходят по габаритам. На этих маршрутах используются спальные вагоны, где полки расположены одна над другой с одной стороны купе. В первом классе - две, во втором - три. Там проблем с размещением велосипедов гораздо меньше. Тесно очень, но ехать можно. Во так, три велосипеда едут в таком купе. На стенке и на багажной полке.

Практика, показывает, что в поездах Москва-Берлин, Москва-Прага с с велосипедом пускают в поезда российского формирования.

Велосипед в  спальном вагоне международного сообщения.
Велосипед в  спальном вагоне международного сообщения.

Историческая справка

Сравнительная таблица правил разных лет

Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР (Тарифное руководство № 5)

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте

Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом

действовали с 01.10.1964 по 31.10.2002

действовали с 01.11.2002 по 11.08.2014

действуют с 12.08.2014

§ 59. Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от рода их и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднения помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади. <…>
Запрещается также перевозка крупногабаритных вещей, не относящихся к ручной клади, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см.
§ 60. Каждый пассажир имеет право провоза с собой ручной клади не свыше 36 кг (на проездной документ полный или детский)<…>.

63. <…> каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ (билет), кроме мелких вещей ручной клади, не более 36 кг, а в вагонах с 2-местными купе (СВ) - 50 кг ручной клади,размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.

103. Каждый пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет), кроме мелких вещей, ручную кладь весом не более 36 кг (для вагонов с 2-местными купе (СВ) – 50 кг),размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона

В счет веса ручной клади не входят: комнатные птицы в клетке, портфель, дамская сумочка, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, переносной транзисторный радиоприемник, зонт и другие мелкие вещи. <…>
Разрешается провоз при себе детских колясок,байдарок в счет нормы веса ручной клади пассажира в местных и дальних поездах в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади.
Пассажиру разрешается бесплатно провозить с собой сверх установленной нормы провоза ручной клади портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см.<…>
В счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

В поездах ОАО "ФПК" разрешается провозить следующие предметы спортивного, туристического и охотничьего инвентаря (их размер по сумме трех измерений может превышать 180 см):

а) сноуборды, лыжи и палки к ним, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. Плата за перевозку данных предметов с пассажиров не взимается. Оформление перевозочных документов не требуется.

б) разборные байдарки, неразборные каяки и весла, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждую байдарку (каяк), перевозимую в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг;

в) велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;

д) охотничье и спортивное оружие, которое перевозится в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов на местах для ручной клади. За каждую перевозимую в поезде единицу оружия с принадлежностями взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;

е) спортивные шесты, которые перевозятся в купейных вагонах и в вагонах с 2-х местными купе (СВ). Размещение шестов должно осуществляться в связке равномерно вдоль кожуха труб отопления коридора так, чтобы они не мешали проходу пассажиров. Погрузка спортивных шестов разрешается со станции отправления поезда и с промежуточной станции, где стоянка поезда не менее 5 минут, с высокой платформы через окно коридорной стороны вагона. На конечной станции выгрузка шестов осуществляется только после полной высадки пассажиров из вагона. За каждый шест, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. На один проездной документ разрешается провоз не более 2-х спортивных шестов. Контроль за погрузкой и выгрузкой шестов возлагается на проводника пассажирского вагона, в котором они перевозятся.

 

При проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:
- весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 10 кг с выдачей пассажиру квитанции "багаж на руках";
- весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет) в одном купе вагона с 2-местными купе (СВ) и вагона с 4-местными купе;
- общим весом до 150 кг в отдельном купе с оплатой полной стоимости проездных документов (билетов) за четыре места.
105. При проезде в поездах дальнего следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет).
При оплате пассажиром дополнительных мест за полную стоимость норма провоза ручной клади рассчитывается по количеству оформленных им проездных документов (билетов).

§ 61.1. Для перевозки излишней ручной клади пассажиров в составы поездов могут включаться дополнительные багажные вагоны или вагоны - передвижные камеры хранения. Плата за перевозку ручной клади в таких вагонах взимается по тарифу грузобагажа. При этом перевозка каждого места ручной клади, размер которого не превышает по сумме трех измерений 180 см, оплачивается как за перевозку 20 кг грузобагажа, а перевозка ручной клади больших размеров - как за перевозку 50 кг грузобагажа. <…>

75. <…> железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять к перевозке багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде.
К перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимаетсяне более 200 кг.<…>
Велосипеды без мотора, детские коляски и кровати, инвалидные коляски и иные вещи могут приниматься в упаковке и без упаковки.
127. Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. <…>
129. <…> На один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, в том числе на один проездной документ (билет), оформленный по тарифу на перевозку детей с предоставлением места, принимается не более трех мест багажа по сумме трех измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг.
Перевозка предметов и вещей, вес и размеры которых не соответствуют указанным нормам, может осуществляться на особых условиях.

 

 

<…>200. В случаях, если свойства багажа, грузобагажа или их состояние, либо предлагаемые пассажиром, отправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами, в соответствующих договорах перевозчиков с пассажирами, отправителями могут устанавливаться особые условия перевозок такого багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
201. Перевозка багажа, грузобагажа на особых условиях может осуществляться перевозчиком в следующих случаях:
<…>вес и габариты предъявляемого багажа или грузобагажа не соответствуют нормам, установленным настоящими Правилами.<…>
203. При возникновении необходимости перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях пассажир,отправитель обращается в подразделение перевозчика с письменным заявлением об организации такой перевозки и заключении договора об организации перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях не менее чем за 20 дней до начала перевозки. <…>
205. Плата за перевозку багажа и грузобагажа на особых условиях не может быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика, связанных с осуществлением указанных перевозок.

 

Выдержки из правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте России от 2002 г.

Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30. Полный текст на сайте РЖД

В международном сообщении правила могут быть другими, надо уточнять дополнительно, например, Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (на сайте РЖД).

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКАМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПАССАЖИРОВ, А ТАКЖЕ ГРУЗОВ, БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА ДЛЯ ЛИЧНЫХ, СЕМЕЙНЫХ, ДОМАШНИХ И ИНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Правительство Российской Федерации
Постановление №111 от 02.03.2005


III. Перевозка ручной клади

63. В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ (билет) кроме мелких вещей ручной клади не более 36 кг, а в вагонах с 2-местными купе (СВ) - 50 кг ручной клади, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Пассажиру разрешается бесплатно провозить с собой сверх установленной нормы провоза ручной клади портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см.

При проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:

Если пассажир не пожелает оплатить перевозку излишней ручной клади, вес и размеры которой превышают установленные нормы, или сдать ее для перевозки багажом или в вагоне - передвижной камере хранения, то перевозка такой ручной клади не производится.

В счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади."

65. В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил.

Перевозка в поездах пригородного сообщения ручной клади сверх установленной нормы оформляется выдачей дополнительного пригородного билета со взиманием платы по фиксированным ставкам, установленным железной дорогой.

Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил, не более одного велосипеда в не разобранном виде.

75. В соответствии со статьей 96 Транспортного устава железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять к перевозке багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде.
К перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг.

Сдача багажа пассажиром может осуществляться в багажное отделение либо непосредственно в багажный вагон приемосдатчику груза и багажа в поездах.

Пассажир может сдать к перевозке багаж заблаговременно. Плата за хранение при этом взимается в соответствии с пунктом 153 настоящих Правил. К перевозке багажом принимаются такие вещи, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднения погружены и размещены в багажном вагоне, не причиняя вреда багажу и грузобагажу других лиц.


Каждое место багажа должно иметь устройства (приспособления), позволяющие переносить его при погрузке, перегрузке и выгрузке. Тара или упаковка должна обеспечивать сохранность багажа на все время перевозки.

Велосипеды без мотора, детские коляски и кровати, инвалидные коляски и иные вещи могут приниматься в упаковке и без упаковки.

151. .......

Плата за перевозку в поездах пригородного сообщения мелких домашних животных, собак и птиц, велосипедов без мотора, инвалидных колясок, детских колясок и других вещей подобного габарита, а также ручной клади сверх нормы бесплатного провоза устанавливается железной дорогой.


Ответ на запрос газеты "Вольный ветер" из МПС (2001 год).

 

Теперь в пригородных поездах разрешено перевозить один велосипед и в проходном тамбуре.
Отсутствуют и ссылки на габарит велосипеда. Cказано только "если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади".

Мы всегда нарушаем и везем велосипеды в вагоне.

Сейчас появились пригородные поезда повышенной комфортности - там устанавливают свои правила. Не ясно законно ли.

Провоз велосипеда. "Вольный ветер"

4. Ответ на запрос президента Московского Клуба Велотуристов - МКВ (1997 год)


Документ этот получен в ответ на запрос президента Московского Клуба Велотуристов - МКВ Селиванова (бывш. клуб Бауманского района г. Москвы). Ответ этот от 1997 года, отличается от более нового (2001), наличием сссылки на габариты упакованного велосипеда.