Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Немного из истории велоклуба "КАРАВАН"

МолодостьИстория "КАРАВАНА" начинается в 1984 году, когда несколько молодых и активных любителей велосипедных поездок познакомились друг с другом в походах выходного дня и решили организовать свой велоклуб.Среди них были Михаил Архипов и Виталий Пересыпкин - и ныне действующие активисты клуба.

Поначалу базой клуба был туристский клуб Краснопресненского района г.Москвы, и вновь организованный тогда велоклуб назывался "Красная Пресня".

Это Караван

Этот новый клуб объединил в себе любителей скоростного шоссейного велотуризма. В те годы (да, пожалуй, и сейчас) считалось, что велотуризм на хорошей гоночной шоссейной технике, если не невозможен, то, по крайней мере, нецелесообразен.

У "Каравана" своя более чем тридцатилетняя история велопробегов по Центральной России, берущая начало 24 июня 1979 года (то есть, ещё за пять лет до формального учреждения "Каравана"). С тех пор нами проведено многие сотни пробегов.

Сначала пробеги носили спонтанный характер, проводились без каких-то определённых правил. Но уже в середине 1980х правила появились, стало можно говорить о традициях.

Серия интереснейших походов выходного дня и велопробегов привлекли в клуб новых членов. Тогда же с приходом Валерия Чернышева стало развиваться спортивное направление велотуризма в клубе, а Чернышеву "присвоили" заслуженное звание "Профессор Клуба", и его группу стали называть "велокафедра".

Таким образом мы на практике доказали, что скоростной велотуризм на гоночных велосипедах не только возможен, но и весьма привлекателен.

Профессор

В 1985 году "КАРАВАН" перебазировался в помещение туристского клуба Ленинского района - знаменитый ЛКТ (один из многих районных клубов МГЦТК)- Ленинский клуб туристов, где он и находился формально до 05.10.2012 года дня, когда подвадл был опечатан судебными приставами, хотя фактически последний раз в подвале клуб собирался в начале 2009 года.

Тогда же на общем собрании было принято новое название клуба - "МГЦТК. Турклуб Ленинского района. Секция "Московский клуб спортивного велотуризма "КАРАВАН". Такое название весьма точно отражало идею и суть организации: караван - группа идущих друг за другом во время дальнего перехода путешественников - некий символ путешествия. А в велоспорте караваном иногда называют основную группу велосипедистов на шоссейных гонках. Поэтому по смыслу "караван" объединяет спорт и туризм.

В перестройку наша база стала называться Турклуб "Плющиха" (существует с 1961 г., есть действующая горно-пешеходная секция).

В этом помещении базировался и "КАРАВАН", правда с начала 2009 клубные собрания в подвале ЛКТ перестали проводится. С приходом капитализма помещение турклуба у нас город постепенно отбирал - город так доподнимал ставки аренды, что туристы платить больше не смогли, а городской центральный туристский клуб (ГЦТК) содержание помещения не финансирует уже давно. Он с трудом наскребает денег на библиотеку на Б. Коммунистической улице. Судьба этого подвала была предрешена - из-за отсутствия средств на оплату аренды, город выставил помещение на открытый конкурс и должен был выселить клуб еще в 2006 году. Усилиями туристов этот срок несколько отодвинулся, и клуб должны были выселить окончательно году в 2009, но с приходом нового мэра Москвы Собянина, и полной сменой всех сотрудников отдела по управлению имуществом в центральном округе в 2010 году, про клуб забыли до конца 2012 года. Да и вспомнили про подвал власти практически случайно (ну, это отдельная история).

Но факт, есть факт. Помещение клуба в пятницу, 5 октября 2012 г. закрыто и опечатано. Прощай подвал ЛКТ, прощай подвал Плющиха...

Из боле чем 30 районных турклубов времен СССР, к начаду XXI века оставалось два помещения, где могут собираться туристы, арендуемые у города ГЦТК: библиотека на Б. Комунистической, и подвал на Плющихе.

И еще два помешения содержат сами туристы, которые "выросли из системы ГЦТК - бывшый клуб Бауманского района - там сейчас базируется МКВ, и где-то в бывшем Октябрьсьском р-не турклуб Вестра (горники, водники, пешеходники).

С 1987 года бессменным руководителем "КАРАВАНА" является Михаил Архипов - "Маршал Клуба".

За время своего существования "КАРАВАНом" организованы и проведены многочисленные походы и велопробеги по Центральной Роcсии, по Прибалтике, Крыму и Кавказу. Неоднократно велосипедисты клуба совершали туры по странам Европы. Мы были в Польше, Чехословакии, Германии, Франции и во многих других странах. Особую известность "КАРАВАН" приобрел благодаря велопробегам на дальние и сверхдальние дистанции (300-1200 км).

Зарождение направления "Мегатрофи-КАРАВАН" можно отнести к 1992 году, когда велогруппы под руководством Андрея Кузнецова, на подготовленных шоссейных велосипедах стали ездить в многодневных походах по все более труднопроходимым горным местам. Постепенно горные велосипеды вытеснили специально подготовленные шоссейные велосипеды.

Традиционные походы "КАРАВАНА" в начале были чисто "асфальтированными" в стиле
«КАРАВАН-Шоссе», «КАРАВАН-МегаШоссе». Многокилометровые подъемы и стремительные спуски доставляли нам массу острых ощущений.

Многие члены нашего клуба отличались и отличаются стремлением к экстремальности во всех ее проявлениях. На шоссе эта экстремальность проявилась в сверхдальних непрерывных веломарафонах «КАРАВАН-Марафон»).

На грунте - в многодневных походах по все более труднопроходимым горным местам «МегаТрофи-КАРАВАН». Это такой автономный (с полной выкладкой), многодневный поход по всем типам рельефа с большой долей бездорожья (и горного), как зимой, так и летом. Родоначальником направления был Андрей Кузнецов ака Ку.

Однако, приоритетным направлением для нас и сейчас является проведение велопоходов выходного дня (ПВД) для всех желающих.

С широким распространенем горных велосипедов получила развитие, и стала по сути основной, разновидность однодневных велопоходов - специально для любителей велосипедов этого класса - поездки «Велотрофи-КАРАВАН».

Первый плановый однодневнный поход «Велотрофи-КАРАВАН» состоялся в 1998 году под руководством Александра Скорова и Леонида Ливеровского.

Катализатором появления нового направления стал Виталий Пересыпкин, который в 1996 -1997 годах был в составе коллектива авторов книги "Велосипедный туризм", выпущенной в 1997-м году под редакцией Алексея Булгакова. В этой книге он сообщил всему миру, что в велоклубе "КАРАВАН" существует направление «Велотрофи-КАРАВАН» - походы выходного дня по грунту и бездорожью на горных велосипедах, и справки по этому направлению надо наводить у Леонида Ливеровского, не сообщив об этом самому Леониду.

К этому времени горных велосипедов в шоссейном клубе было по пальцам пересчитать. И когда Леониду позвонил, первый потенциальный участник, ему волей неволей пришлось не ударить в грязь лицом.

Этот первый потенциальный участник оказался давним знакомым Леонида по учебе в институте - Алексей Каминский. И в ближайшие выходные группа из трех человек выехала на разведку в "Мещеру". Так родился, ставший впоследствии классическим в клубе маршрут "В поисках заброшенной церкви".

Затем к этому дело подтянулся Саша Скоров, который давно самостоятельно водил подрбные походы, только многодневные с командой друзей из клуба "Велобол". Съездили еще в несколько разведок Леонид и Александр, попросили Сергея Картузова поруководить маршрутами. И дело пошло...

И в 1998 году в плане появился новый раздел:

«Велотрофи-Караван». Велопоходы выходного дня по бездорожью и проселочным дорогам на горных велосипедах для всех желающих.
Велотрофи это не просто традиционный поход, а велосипедное приключение, разведка и авантюра, неожиданность и риск.
Главная цель "Велотрофи-КАРАВАН" - пройти единой группой за один день технически сложный и длинный маршрут, проходящий вдали от городских помоек, полагаясь только на свои силы и технику.
В дополнение к основной задаче – прохождению маршрута, в «Велотрофи-КАРАВАН» может еще ставиться цель посетить различные интересные, но труднодоступные объекты (заброшенные церкви, скиты, озера, родники, водопады).

Дополнительный элемент авантюры приносит то, что маршруты "Велотрофи-КАРАВАН" никому из участников не известны в деталях. Это требует от велосипедистов не только хороших навыков езды на велосипеде и выносливости, но и умения ориентироваться на местности, вовремя и правильно принимать решения о корректировке маршрута, а также преодолевать неожиданные преграды: реки, овраги, лесные чащобы, болота.

Первые два похода «Велотрофи-КАРАВАН», заявленные в плане 1998 года были такие:

17.05 Вс

65 км

«Велотрофи-Караван». По Приокско-Террасному заповеднику в долину ключей.
Г. Ступино – золотвал – “долина ключей” – д. Матвейково – д. Каменище – брод через р. Лопасня – д. Барыбино – д. Починки – д. Залуги – Местечко Погари – д. Новинки – г. Серпухов. Средний темп. Асфальта 20 км
Заповедный лес и самый крупный родник в Подмосковье.

7:35

У хвост вагонов эл.поездов Павелецкого вкз.

Сергей Картузов

24.05 Вс

75 км

«Велотрофи-Караван». По завидовскому заповеднику.
Ст. Решетниково – д. Гологузово - д. Дмитрово – р. Лама  - д. Глухино – д. Китенево – д. Александрово – д. Комлево – д. Выголь - д. Жестоки – г. Высоковск – ст. Клин. Средний темп. Асфальта 40 км.
Участки сложной грунтовой дороги вперемежку с идеальным асфальтом на фоне прекрасного заповедного леса.

7:50

У приг. касс Ленинградского вкз.

Александр Скоров
Леонид Ливеровский

 

Со временем количество членов клуба росло, физическая подготовка и желание "вкручивать" становилосись более разнообразными.

При этом менее подготовленные велосипедиты тоже хотели "КАРАВАНОМ" и встречаться друг с другом, но готовы или не хотели были ведерживать темп «Велотрофи-КАРАВАН» или «КАРАВАН-Шоссе». не говоря о «КАРАВАН-Марафон».

Поэтому и родились и развиваются направления: «Караван -Тихоход» и «Комфорт-Трофи» - велопоездки в более медленном темпе и на меньшие расстояния, чем «Велотрофи-КАРАВАН» или «КАРАВАН-Шоссе».

Желание увидется, пообщаться друг с другом велосипедистам разных сил и интересов, подстегивает развитие и так популярных у нас, так называемых "звездных походов", когда несколько групп разных по велоинтересам встречаются на общих привалах.

Основной толчок направление «Караван -Тихоход» получило с приходом в клуб Нади Сидоровой. К сожалению, Надя трагически погибла в 2003 году, но это направление подхватили другие (Андрей Буров, быстро из него выросший, Таня Попова, ненадолго вернувшийся в строй в 2004-2005 гг. Сергей Романовец и другие).

Транспорт КГБРазвивается и направление «КАРАВАН-Автодесант» ("Комфорт-Авто-Трофи") - выезд на кольцевые веломаршруты, удаленные от ж.д. станций, на машинах, зачинателем которого является постоянно фонтанирующий новыми идеями наш Ветеран Виталий Пересыпкин.

Туризм и спорт - это разные философии. Немного людей разделяют обе, еще меньше практикуют и спорт и туризм. Тем не менее, с появленим в клубе членов любящих соревнования и готовых их организовывать, начиная с сезона 2006 года, мы стали пробовать проводить клубные спортивные велогонки (на шоссе и по грунту) «Спорт-КАРАВАН».

С переменным успехом живет направление «Киндертрофи-КАРАВАН» - совместный активный отдых родителей с детьми. Дети быстро растут, и руководители направления исчезают, появляются новые. Начинали эту тему Леонид Ливеровский, Олег Милякин и Андрей Колганов в конце 90-ч начале 2000-х. Дети выросли. Был перерерыв. В 2008 году Татьяна Попова возобновиля направление, в 2009 к ней присоединился Александр Сячин.

К 2008 году количество направлений, существующих в клубе значительно расширилось по сравнению с 1985 годом, а участие клуба в "официальном спортивном" туризме в его бюрократическом понимании - с присвоением спортивных квалификаций, практически сошло на нет, мы сменили название на "Московский велоклуб "КАРАВАН".

С 2009 года появилась «КАРАВАН-Учебка» - это не старорежимная велошкола, а учебная практика-покатушка для всех желающих велосипедистов с открытым приходом по гибкому графику (как принято говорить в клубе "по особому назначению") - новаторская идея, воплощенная Михаилом Ковнацким. Она продержалась до 2014 года, когда слушатели перешли в разряд "лосей".

В 2017 году Виталий Пересыпкин открыл экспериментальное направление «КАРАВАН-Складничек» для совместного общения и покатушек на складных велосипедах, максимально используя их преимущества, в частности, возможность перевозить в метро и в автобусе.

Идет время, меняется состав клуба и руководителей. Одни направления, которые держались на одном активисте-руководителе, с его отходом от активной клубной работы, переходят в разряд "недействующих" и наооборот (так, например, сложилась судьба «КАРАВАН - МегаШоссе»).

Появляются и новые экспериментальные направления.

Клуб живет, и меняется вместе с жизнью. История клуба пишется и сейчас.