Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Наши мероприятия, правила, традиции и законы:
Каталог |
Наши поездки и правила: |
Календарь мероприятий клуба |
Правила участия |
Правила веломарафонов (бреветов) |
Инструкции, советы и традиции: |
КАРАВАН: инструкция по применению |
КАРАВАН: традиции веломарафонов |
Кодекс поведения на лыжне |
Соревновательная сторона веломарафонов |
Инструкция к календарю |
Караван-стандарт |
Как разработать веломаршрут? |
Движение группы по шоссе |
Законы и публицистика: |
Велосипед и лыжи в поезде |
"А, надувные матрасы регистрировать не надо?" |
"Что осталось от "Лосиного& острова?" |
Чьи в лесу шишки? |
Заповедные махинаторы |
Давайте прощаться, друзья! |
Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 446
"Что осталось от "Лосиного острова?"Леонид ЛиверовскийСодержание
От автора
Попав под каток закона в мае 2016, когда неожиданно выяснилось, что у нас отняли "Лосиный остров" (в значительной замкадной части национального парка Лосиный остров стало запрещено находиться), автор решил обратиться к главному редактору газеты «Вольный ветер» Сергею Минделевичу за юридическим советом и с вопросом, как начать борьбу за Лосиный остров. Он ответил так:
Я статью написал, и все лето переписываясь с Сергеем Владимировичем, ее улучшал и ждал публикации в газете. В конце концов в начале октября 2016 года получил от него такой ответ:
Поэтому статью опубликовал тут большим опозданием в ноябре 2016 г.. (Тем временем газету «Вольный ветер» пришлось закрыть: "Давайте прощаться, друзья!"). Вкратце, суть в следующем:
Что касается борьбы за наши права, с сожалением приходиться констатировать, что очень мало, кто готов реально в ней участвовать. Дураков играть с шулерами мало, а брать в руки канделябр мало, кто готов. Даже петиция на сайте Российской общественной инициативы от 2016 г. "77Ф35872 Обеспечить свободный доступ граждан к части парка «Лосиный остров», находящейся за МКАД" набрала за 774 голоса, против: 64 голоса. По закону для простого рассмотрения инициативы (и отказа) нужно за 2 месяца набрать 100 000 и более голосов. И это не вставая с дивана можно сделать. Хорошо понимаю Петра Шкуматова, который разочаровался в возможностях народа влиять на власть, когда в конце 2018 года его петицию против политики города в отношении автомобилистов в интернете подписали три сотни тысяч человек, а на митинг пришли всего 3000, то есть в сто раз меньше. С другой стороны, есть небольшое количество энтузиастов, которые несмотря на угрозу штрафа, ходят и с ручным инструментом и с бензиновым расчищают тропинки и просеки от упавших деревьев, и несмотря ни на что, продолжают в Лосинон острове гулять и кататься. В 2018 году по совету Сергея Владимировича я написал на прямую линию к Президенту. Кануло, как в бездонную бочку. Ни ответа, ни привета. Обсудить статью можно на форуме. Леонид Лосиный остров был...Москва продолжает расти, несмотря ни на что. Ей нипочем ни кризисы, ни санкции. Область не отстает. Автомобили и дома стремительно наступают на поля и леса, вытесняя туриста выходного дня все дальше и дальше от города. Сейчас уже практически все вплоть до первого бетонного кольца плотно застроено и озаборено. Счастливым исключением был, да, да именно был, и читатель скоро поймет почему, Лосиный остров. Туристские маршруты здесь могли начинаться прямо из города от метро, от остановки городского транспорта, от платформы электрички и проходить по ненаселенным местам далеко за город – в Мытищи, в Королев, в Балашиху, в Железнодорожный, и далее на север и северо-восток Подмосковья. Почему был, спросит читатель? А вот почему. Автор этих строк десятки лет ездил с дачи в Москву на велосипеде или на лыжах через Лосиный остров. Катаясь в очередной раз на велосипеде в «Лосином острове» 29 мая 2016 года, я был грубо остановлен какими-то людьми в камуфляже с охотничьим оружием, которые своим квадроциклом перегородили мне дорогу. Как ни удивительно, но они оказались не бандитами, а «людьми государевыми», точнее инспекторами лесной охраны, которых наделили невиданными полномочиями, не меньшими, чем у полиции. Они могут составлять протоколы о правонарушениях, доставлять, изымать, накладывать арест, применять спецсредства (газ, наручники, дубинки и служебное оружие). Хорошо, что я не стал удирать от странных людей в камуфляже без погон и с оружием. Мог бы закончить, как этот юный мотоциклист на фото с официального сайта национального парка. Он оказал сопротивление инспектору ( скорее всего попытался удрать). Поехал покататься на мотоцикле в лес, а в результате уголовное дело. Составляя протокол, инспектора мне объяснили, что с начала 2016 территория в замкадной части Лосиного острова стала просто охраняться более строго, а запретной для посещения посторонними людьми зоной стала уже давно, а именно с момента утверждения границ особо охраняемой природной территории (ООПТ) в 2012 году. Мои возражения, что запретная территория по маршруту моего следования никак не обозначена на местности, на них никакого действия не возымела. Они сослались на то, что незнание законов не освобождает от ответственности, что границы запретной зоны опубликованы в Российской газете, и есть у парка на сайте, что соответствующие знаки были установлены, и что у администрации есть соответствующие документы – акты и фотофиксация, а есть ли они на самом деле их не волнует. Протокол был составлен и отправлен в административную комиссию национального парка для принятия решения. В результате в моем случае вышел "пшик".
Государственные инспектора ръяно собирают штрафы, устраивая засады и рейды на самых популярных маршрутах. В удачные выходные составляли до 100 и более протоколов за нахождение в запретной зоне. Сами инспектора ездят в запретной зоне на квадроциклах, и машинах повышенной проходимости (буханках, УАЗиках Патриотах), превращая тропинки в грязевую кашу. Ловят они кого легче поймать, а легче всего поймать человека на велосипеде, который привязан к тропинке, или человека на лыжах, который привязан к лыжне. Автор пообщался с бегуном из Королева, который рассказал, что его инспектора не беспокоят, так как завидев их, он сворачивает с тропинки в лес, и продолжает бег, но уже с препятствиями - поваленными деревьями, а ленивые инспектора пешком в погоню за ним не бросаются, поскольку квадроцикл по лесу не едет. Администрация же парка надлежащим образом не маркирует запретную зону на местности, как она должна была бы это делать. На фотографиях ниже все знаки, которые мне встретились на маршруте пос. Погонный – пос. Дружба: о запрете въезда на механических транспортных средствах, о запрете разведения огня, о запрете сбора растений, и вообще не читаемая выцветшая бумажка.
29.05.16 (в июне 2019 положение заметно не изменилось) автор нашел только один такой знак. Да и то он был установлен на асфальтовой дороге к Лосиной биостанции от поселка Дружба, по иронии судьбы, которая (собственно дорога) относится к зоне хозяйственного назначения, где можно было находиться без всяких разрешений до 1 сентября 2018 года, когда думаки приняли очередные поправки к закону, и теперь парк может тихой сапой внести поправки в Положение о нацпарке, но об этом позже. Статья 27 Конституции РФ дает право гражданам свободно передвигаться по Российской Федерации. В связи с этим, границы территорий, где в соответствии с действующим законодательством устанавливается особый режим пребывания, должны не только публиковаться в открытой печати в виде текста, трудного для ориентирования на местности, но и ясно и понятно обозначаться на всех возможных входах в ООПТ (дорогах, тропах, берегах рек, и т.д.). При этом недостаточно наличия актов в администрации с фотофиксацией, что такие знаки были когда-то установлены, знаки фактически должны быть в наличии и читаться. Однако, такие знаки на день моей поездки на маршруте от поселка Погонный до поселка Дружба полностью отсутствовали. Невольно задаешься вопросом, а не специально ли устраиваются такие «ловушки» для граждан? Какую задачу решают инспектора – сбора штрафов с граждан или охрану природы? Посмотрим теперь на карту (кликабельно), где обозначена запретная зона. (Официальная схема зонирования на сайте парка.) Фактически остался только один «легальный» лесной маршрут из Москвы в область через Лосиный остров – в западной его части через «чугунный мост», и далее мимо Мытищинской водопроводной станции в Королев (обозначен зеленым цветом). Такое положение затрагивает интересы многих тысяч москвичей и жителей области, ограничивая их конституционное право на свободу передвижения, и ликвидируя традиционные туристские маршруты выходного дня, что особенно неприятно в условиях, когда районы Королева и Балашихи плотно застраиваются и озабориваются, и там уже фактически негде стало погулять. Еще один вариант карты, где можно скачать трек границы (примерный). Тропиночная сеть в «областной» части Лосиного острова начала складываться после войны, и окончательно сформировалась к концу 60-х годов, когда были разобраны узкоколейки, и Мытищинское торфопредприятие прекратило свою деятельность в пос. Погонный и в поселке Центральный. Для сотен тысяч, если не миллионов, москвичей и жителей области густая сеть тропинок была если не единственной возможностью добираться из области в Москву на велосипеде без выхлопных газов машин, устраивать разнообразные туристские маршруты выходного дня (на лыжах, на велосипеде, пешком), ходить на фотоохоту, то очень важной. Туристское и рекреационное значение этой части Лосиного острова трудно переоценить. И теперь в одночасье мы лишаемся маршрутов, которые существовали многие десятки лет. Официально особо охраняемая территория служит участком покоя для животных, обитающих в Лосином Острове, особенно в период размножения. Этим объясняется запрет нахождения там посторонних. При этом по той же территории, регулярно проходят коммерческие конные прогулки, там же инспектора госохраны разъезжают на квадроциклах и снегоходах, устраивая облавы на велосипедистов и лыжников, которые, в отличие от «коммерческих» туристов, естественно, очень нарушают покой животных. Геннадий Фищенко (основатель СОК ГАБО и соучредитель ООД "Лыжные трассы России") считает так: "И не сомневайтесь, это ООПТ и сделано для того, чтобы там домов настроить и ЦКАДов, а так запустишь туда народ, они настроят там лыжней, беговых дорожек, велодорожек, а потом их от туда не выкуришь! КАК, НАПРИМЕР, В БИТЦЕ! Если бы там не поднялась лыжная общественность, бизнес с местной властью уже давно там домов и рынков настроили и все тоже ДЛЯ НАРОДА!" (пруфлинк на сайте Лыжный спорт). Тут сталкиваются интересы простых граждан с чиновной бюрократией. Зонирование и режим посещения парка придуманы чиновниками от охраны природы явно без учета интересов граждан.
Что бы найти ответы на эти вопросы надо попытаться вступить в диалог с законодателями. Мои предложения по нахождению компромисса по «Лосиному острову» следующие. Вариант 1. Сделать рекреационной зоной весь Мытищинский лесопарк (все севернее р. Яуза, т.е. всю территорию, примыкающую к. г. Королев), весь Алексеевский лесопарк (всю территорию восточнее Акуловского водоканала), всю территорию к югу от тропинки пос. Дружба – пос. Погонный в Лосинопгонном лесопарке. В зимнее время одну лыжню, проходящую через лед по Яузе отнести к экологической тропе, где можно находиться без разрешений. Вариант 2. Сделать рекреационной зоной весь Мытищинский лесопарк (все севернее р. Яуза, т.е. всю территорию, примыкающую к. г. Королев), весь Алексеевский лесопарк (всю территорию восточнее Акуловского водоканала), придать статус экологических маршрутов (троп) существующей тропиночной сети к югу от тропинки пос. Дружба – пос. Погонный в Лосинопгонном лесопарке, где можно находиться без разрешений. В зимнее время одну лыжню, проходящую через лед по Яузе отнести к экологической тропе, где можно находиться без разрешений. Всю оставшуюся особо охраняему зону сделать заповедной. Мои предложения сохраняют значительную часть особо охраняемой территории и всю заповедную зону, и полностью исключают нарушения режима ООПТ со стороны туристов, т.е добропорядочных граждан, поскольку практически все пути становятся доступными для прохода. Боюсь только, что это в нынешних условиях невозможно, поскольку тогда бюджет недополучит какое-то количество штрафов. Надо отдать должное министерству природных ресурсов, что оно время от времени отстаивает территорию Лосиного парка от попыток что-то там построить. Самая известная история, это просьба мэра Лужкова о постройке 4-го транспортного кольца по территории национального парка, заодно он хотел в лесу построить элитный коттеджный поселок. Хорошо, что не вышло. Пока минприроды сопротивляется строительству дублера Щелковского шоссе прямо по парку. С другой стороны, то же министерство, закрывает глаза на строительство торгового центра РИО в охранной зоне парка и массового жилищного строительства в Балашихе на территории охранной зоны (микрорайоны „Щитниково“, „Изумрудный“ и „Янтарный“). Поэтому бороться за передачу "Лосионого острова" из федерального подчинения в ведение Московской области вредно, тогда точно все моментально застроят и озаборят. Застройка территорий зазаборными поселками в ближнем подмосковье идет столь быстро и агрессивно, что уже появились леса, в которые пробраться стало практически невозможно - они окружены зазаборенными поселками, через которые нет прохода. Лес есть, а попасть туда могут только хозяева участков через калитки в задней чести участка. Пример 1(полное окружение). Пример 2(частичное окружение). Та же судьба может постичь и Лосиный остров. Бабло победит все(Актуальную информацию о борьбе за Лосиный остров можно посмотреть в группе в Facebook "Друзья Лосиного острова"). Начнем с малого. Туристы, физкультурники, фотографы наносят ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, а коммерческие прогулки на лошадях, естественно, никагого ущерба не наносят. В заповедной части ЛО есть коммерческие конюшни. Одна из них находится на территории расформированной войсковой части 25722 Московского военного округа ПВО, прямо там в запретной зоне, где в 2016 гоняли знакомых автору велосипедистов. Другая конюшня, Мытищинский конный двор находится прямо рядом с запретной зоной, но конные маршруты проходят там, где бесплатным туристам находиться формально нельзя. Когда же дело касается интересов крупного бизнеса, то об ущербе природным комплексам как-то сразу забывают. Пойдем по нарастающей. В декабре 2016 года на просеку в парке "Лосиный остров" на территории Мытищинского района свозился строительный мусор, который сверху присыпался грунтом под видом строительства пожарного проезда. Под этот, якобы, пожарный проезд сплошняком засыпана территория полтора километра в длину и сорок метров в ширину. Мусора высыпано так много, что уровень земли поднялся метра на два. Где-то неподалеку снесли здания, и расчистили строительную площадку, а мусор свезли в национальный парк для экономии. Несмотря на вмешательство федеральных средств массовой информации, виновники незаконного захоронения строительного мусора так и не были найдены. Ходят непроверенные слухи, что строит и выбрасывает мусор фирма сына какого-то из прокуроров. (МК: "Если бы лоси умели писать: "Фигею от вашего национального парка!") Отрезаем хвост частями (застройка) С разрешением администрации Балашихи компания "Астерра инвест" в 2015 году возвела в балашихинском квартале Абрамцево несколько четырехэтажных домов (проект "Гольяново-парк"). По кадастру эта территория отнесена к "Лосиному острову", где строить ничего нельзя. После долгих судебных разбирательств иницированных активистами с привлечением Росреестра, Минприроды и парка дело компания проиграла. Дома, правда, к тому моменту уже были построены, а квартиры в них проданы. Сейчас (2018 г.) компания пытается легализовать строения путем получения государственной экологической экспертизы задним числом. Пока дома пока стоят пустые, окруженные забором. Будем наблюдать. Вовсю идет незаконное строительство в охранной зоне парка торгово-развлекательного центра "РИО, несмотря на петиции и возражения жителей (строит ООО «Георесурс», на земельном участке за кадастровым №50:12:0101604:3 в 2 км. от МКАД по Ярославскому шоссе). Согласно данным Kartoteka.ru, ООО "Георесурс" на 27% принадлежит старшему сыну генпрокурора Артему Чайке, на 25% - ООО "Ташир Капитал", остальные доли - у офшорных компаний. Проект торгово-развлекательного комплекса предполагает размещение свыше 300 магазинов ведущих международных и российских розничных сетей.Проектом предусмотрена автостоянка на 2800 машиномест. Группа компаний "Мортон" при возведении микрорайона Щитниково залезла на территорию национального парка и вырубила там деревья на площади чуть больше гектара. Нашлись защитники природы, и прокуратура Московской области оспорила генплан Балашихи. Суд установил, что генплан, принятой руководством Балашихинского района, "содержал недостоверную информацию о границах парка" — на отдельных участках граница отступала в глубь парка до 400 м. Обнаружила прокуратура и то, что генплан был принят с нарушением закона, а именно — не согласовывался с департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. В результате суд в декабре 2009 года признал генплан частично недействующим. Участок "Лосиного острова", впрочем, спасти все равно не удалось, там проложили дорогу. И так далее: в Балашихинском районе после согласованных администрацией сплошных санитарных рубок на территории охранной зоны национального парка Лосиный Остров появились еще микрорайоны „Изумрудный“ и „Янтарный“. Министерство обороны планирует продать под застройку территорию бывшего 59 арсенала в районе улицы Вешних вод. Пока идут споры хозяйствующих субъектов, что на этом месте будут строить. Что строить будут, никто и не сомневается. По данным "Коммерсанта" в мэрии считают, что архитектурная концепция не должна быть типовой, а развивать сам проект должен консорциум инвесторов. Партнер Colliers International Владимир Сергунин полагает, что на улице Вешних Вод можно построить 3,5–4,5 млн кв. м недвижимости. Застройщики подбираются к «Лосиному Острову» не только со стороны границ парка, но и изнутри. По данным Открытой России (заблокированной с некоторых пор - TOR Browser нам в руки) - "Лось-сити вместо Лосиного острова", компания «ГрандНэкст» собирается построить жилой комплекс по адресу ул. Лосиноостровская, владение 45 — в самом центре московской части «Лосиного Острова». На территории площадью 14,3 гектаров планируется возведение четырех жилых домов высотой 99 метров (примерно 25 этажей), школы, детского сада, подземной парковки на 1500 автомобилей и наземной — на 150. По оценкам компании, проживать здесь будет до двух тысяч жителей. Согласно опубликованному проекту застройки, также планируется расширить дорогу, ведущую к будущему ЖК, до 800 метров. Пока (на январь 2019) стройка еще не началась, но несмотря ни на что, строительство по Лосиноостровской, вл.45 планирется, и продажи уже начинаются (на март 2019). Некоторые объекты застройки парка на карте
Планируется и строительство дорог в нацпарке и его охранной зоне. Торговый центр у Абрамцево (источник) В режиме абсолютной тишины, не привлекая лишнего внимания к скандальному процессу, Минприроды России 22 апреля 2019 года проиграло судебное разбирательство с компанией «ТТК-Абрамцево», которая оспаривала законность нахождения принадлежащего ей земельного участка в границах национального парка «Лосиный остров». Верховный суд отказал Минприроды и ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в передаче кассационных жалоб для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам. По мнению судьи Галины Поповой, «доводы заявителей (в лице Минприроды России – ред.) являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку... Изложенные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела». В результате земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24, 50:15:0040106:2 площадью 16 га де-факто и де-юре окончательно исключены из границ национального парка. Таким образом, ООО «ТТК-Абрамцево» сможет без проблем и экспертиз построить самый крупный в Московской области торговый центр площадью 388 тыс. кв. м. Кстати, двухмесячный срок, в течение которого Минприроды в соответствии со статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса может обратиться к председателю Верховного суда с ходатайством об отмене этого решения, истекает 22 июня, в субботу. Однако никаких обращений в адрес Вячеслава Лебедева в министерстве не готовят. Информацией о причинах такого решения источник @greenserpent в правовом департаменте Минприроды не располагает. Вот важные нюансы, которые помогают понять подоплёку и значимость всех событий:
Учитывая произошедшее, прогнозируем появление не менее 10 исков, которые пойдут «по накатанной». Все землепользователи будут исключать свои участки из состава нацпарка. И здесь цена вопроса — уже 1,5-2 млрд долларов. Правда, после массовой застройки этой территории, которая в советские годы была предоставлена работникам «Канала им. Москвы» для огородничества, о природоохранной ценности прилегающих кварталов уникального нацпарка можно будет забыть. Равно как и о живущих там лосях. В 2018 закончилось строительство части Северо-восточной хорды на участке от Щелковского до Открытого шоссе. В 2019 году планируется начать строительство отрезка СВХ от Открытого шоссе до Ярославского шоссе. Несмотря на это, открытой информации по проекту планировки новой магистрали по территории национального парка "Лосиный остров" пока нет. Автор полагает, что отсутствие точной информации о проекте говорит о том, что выбран самый дешевый вариант проекта с уничтожением части нацпарка. Во избежание организованных протестов власти скрывают точную информацию по трассировке магистрали. Ожидаются внезапные ночные вырубки леса в ЛО, запоздалые протесты жителей и части муниципалных депутатов. По образцу вырубки Белорусского сквера у ВДНХ. Из неофициальных источников известно, что новая дорога пойдет скорее всего по внешней стороне окружной железной дороги с отчуждением от ЛО до 400 метров. Точно пока (конец 2018 г.) известно следующее:
К маю 2019 СВХ дошла до станции МЦК "Белокаменная" (с внешней стороны кольца). Скорее всего строить будут вдоль внешней стороны МЦК примерно так:
Возможно, часть СВХ будет платной, а именно от Фестивальной улицы до Ярославского шоссе или даже до Открытого шоссе.
Мир - это война (дублер Щелковского шоссе) Щелковское шоссе (А103) — дорога очень нагруженная, там постоянные пробки. Четырехполосная дорога была рассчитана на проезд 25 тысяч автомобилей в сутки, но сейчас, по данным Росавтодора, по ней проезжает около 70 тысяч машин. Это произошло из-за хищнической варварской застройки стометровыми человейниками почти всей свободной территории вдоль шоссе (от Балашихи доЩелково), что практически исключило возможность расширения существующего шоссе. Как пишет «Коммерсантъ», разработанный ведомством проект дублирующей трассы, столкнулся с проблемой согласования с Минприроды и был приостановлен (на декабрь 2018 года). Минприроды не согласует проект. Дело дошло до того, что в 2018 году в августе глава Подмосковья Андрей Воробьев на встрече с Путиным сообщил, что у региона есть проблемы с перегруженностью дороги, которая ведет к аэропорту Чкаловскому, Звездному городку, и просил помочь. Президент обещал "посмотреть", и посмотрел, дав поручение "о расширении и утверждении границ ... для проведения работ по проектированию дороги": В марте 2019 губернатор Подмосковья всретился с премьер-министром Дмитрием Медведевым и просил ускорить принятие решения для вырубки 100 га. леса. (Жители же Балашихи и Щелково имевшие несчастье купить жилье в гетто обеими руками за строительство дороги. Власть обязательно постарается столкнуть экологов и местных жителей, которым надо ездить на работу в Москву, лбами.) Однако, скоро цифра выросла до 120 гектаров, а к концу июня — до 140. Все это ради дублера Щелковского шоссе длиной 19 километров (110 гектаров, из которых для строительства самой дороги нужно 60 гектаров, а остальные 50 вырубят ради «дорожной инфраструктуры») и строительства торгового центра в совершенно другом месте на Ярославском шоссе (30 гектаров). Стоимость дублера составит 37–45 миллиардов рублей. Сейчас ( на конец июня 2019) проект постановления правительства об изъятии 140 гектаров находится на согласовании в правительстве. При строительстве дублера по Лосиному острову требуется снести всего 40 домов и вырубить до 100 гектаров леса. Другие варианты решения транспортной проблемы не рассматривались поскольку предложенный вариант самый дешевый. Расширение существующей трассы требует сноса 402 домов. Про туннель или эстакаду и говорить нечего. Ради спасения природы и улучшения экологической обстановки для народа власти не станут тратить миллиарды. Лосиный остров не дачи знати, ради спасения которых построили один из самых дорогих тоннелей Москвы - Серебрянноборский. В ноябре 2019 после многочисленных протестов против вырубки нацпарка ради дублера шоссе Росавтодор начал проводить конкурс по выбору компании, которая за 346 млн рублей изучит все варианты решения модернизации одной из самых перегруженных подмосковных дорог. Проект дублера одной из самых перегруженных дорог в Московской облати — Щелковского шоссе — отложили до 2021 года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу Росавтодора. Материалы по теме:
Так, постепенно отъедаются кусочки Лосиного острова. Рано или поздно, но бабло победит все, и мы окончательно лишимся Лосиного острова.
Историческая справка о "Лосином острове"Национальный парк «Лосиный остров» - это лесной массив, окружающий заболоченные истоки реки Яуза, и в настоящее время ограниченный Ярославским шоссе, Щелковским шоссе, городом Королев и граничащий с парком Сокольники известен как особая территория с XIV века. В те далекие времена это были богатые охотничьи угодья царя Алексея Михайловича, где запрещалась всякая охота , заготовка древесины, сена и строительство, но проход по лесу не запрещался. Первоначальный вариант названия был «Погонно-Лосиный остров» поскольку здесь издавна проходила погонная царская охота на лосей. Слово же “остров” тогда употреблялось и в значении «участок леса в степи, на открытом месте» и «лесная роща». Более короткое название «Лосиный остров» окончательно закрепилось за этими местами к началу XVIII в. . Оставаясь царскими охотничьими угодьями , и во многом благодаря переносу столицы Петром в Санкт-Петербург, в таком первозданном виде, имеющим характер первобытных лесов, эти места сохранились до первой четверти XIX века, когда на этой территории взялись за научное лесоустройство. Впервые эти места были объявлены заповедными в 1799, когда Лосиный остров году вместе с Сокольниками передавался из Государевой собственности в казенное ведомство под названием "Заповедная роща". С 1838 по 1917г. Лосиный остров находился в ведении Министерства земледелия, которое провело лесоустройство. В 1842 году была произведена подробная съемка местности, прорубили просеки шириной 6 м по кварталам в 1 кв. версту, начали вести хозяйство по науке – рубка сухостоя, где необходимо – посадки и посевы. В начале XX века провели первое зонирование территории - дачный парк, национальный парк, эксплуатационная часть, заповедная часть. При этом прогулки в Лосином острове не запрещались. Известный русский художник Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как в конце 19 века он с А.П. Чеховым и компанией шел из Сокольников пешком ловить рыбу аж в Мытищи (что теперь стало незаконно): "Мы шли большим лосиноостровским лесом до Больших Мытищ, где на Яузе ловили на удочку рыбу. А уху варили в Мытищах". "К вечеру хотели идти в Москву опять пешком, но Игнашка советовал не ходить, так как на большой дороге объявились разбойники: по дороге грабят богомольцев, идущих к Сергию Троице, грабят и даже убивают, потому теперь конные жандармы ездят". ..."Некоторые отправились на станцию, а мы - Антон Павлович, я, Ордынский, Мельников и Несслер - пошли пешком в Москву." (Из книги "Константин Коровин вспоминает…" Авторы-составители И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. 2-е издание, дополненное. — М.: «Изобразительное искусство», 1990. — 607 с.) Впервые идея создания национального парка в Лосином острове была высказана учеными в 1909-1912 году, но начавшаяся первая мировая война помешала этим планам осуществиться. В 1917 г. по "Декрету о национализации лесов" Лосиный остров перешел в ведение Моссовета, все ограничения были сняты, в том числе и на охоту. Однако, уже в 1919 г. в Лосином острове были выделены наиболее ценные лесные массивы с полным запрещением заготовки дров. В 1934 году Лосиный Остров включен в 50-километровый «зеленый пояс» вокруг Москвы. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1983 году был основан Государственный природный национальный парк "Лосиный остров" — первый национальный парк в СССР. Гулять же по Лосиному острову по-прежнему было можно, и люди и животные прекрасно сосуществовали. На фото А. Г. Стрелкина «Олени в Лосином острове в 1950 году» и «Лыжники в Лосином острове в 1950 году». Хронология Лосиного острова:
2016 год. В "новой капиталистической России" стали штрафовать за нахождение во многих частях парка."ИЗ ИСТОРИИ "ЛОСИНОГО ОСТРОВА" С.В. Дьяков, Листки БЮН (Биостанция юнных натуралистов) им. К. А. Тимирязева:
Существующий природный комплекс в его нынешнем виде сложился в Лосином острове всего за последние 50-100 лет. Связано это с промышленным освоением природных ресурсов - добычей торфа, заготовкой дров и строительством и расширением дорог (МКАД, Ярославское шоссе, Щелковскоем шоссе). Свою лепту внесло строительство Мытищинского водопровода в XIX веке, и Акуловского гидроузла и канала от него до пос. Восточный в веке XX. В верховьях Яузы торф начали добывать в 1870 году. Сначала центром торфоразработок был поселок Погонный, предположительно от него до фабрики Франса Рабека в поселке Новые Горки (ныне район Юбилейный в г. Королев) существовала узкоколейная железная дорога, которая в конце 20-х годов была перестроена на колею 1524 мм и в 30-х годах продлена до Ивантеевки. Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги - 1921 год. Согласно плану ГОЭЛРО, бывшая ткацкая фабрика Франца Рабенека, расположенная в посёлке Старые Горки (ныне Первомайский), была превращена в электростанцию мощностью в 2350 кВт, работающую на торфе. Возможно, уже в те годы торф перевозился от мест добычи по узкой колее. В 1932 году был основан посёлок Центральный (неофициальное название «Поселок торфопредприятия»). Позднее была построена железнодорожная линия широкой колеи от посёлка до станции Болшево остатки которой можно увидеть и сегодня. Кое-где даже сохранились рельсы, например, вскоре после водопроводного канала на дорога от Королева в Центральный пересекает эту железную дорогу, где в лесу еще чудом сохранились рельсы, переезд же ныне заасфальтирован. В посёлке Центральный торф стали перегружать на широкую колею, главная станция узкоколейной железной дороги была названа Перегрузочная. Узкоколейная же железная дорога до Мытищ построена до 1930 г. Строительство гидротехнического комплекса канала им. Москвы в 30х-40х годах XX века включало в себя и канал, подающий воду в Москву, от Акуловского гидроузла до пос. Восточный. Этот канал отрезал самую западную часть Лосиного острова от его основной части. К тому же в Великую отечественную войну значительная часть Лосиного острова была вырублена на дрова. Так то, что мы видим теперь в значительной части – это вторичные, посаженные человеком уже после войны, леса. Более того, в 1962 году Лосиный остров был разрезан на две части МКАД (Московской кольцевой автодорогой), но звери и люди пока еще могли пересекать ее в любом месте, вплоть до реконструкции в МКАД в конце 90х годов, когда две части Лосиного острова были окончательно разъединены модернизированной кольцевой дорогой ограниченной заборами и барьерным разделителем. В ЛО осталось два надземных перехода для людей и три тоннеля под МКАД, где текут ручьи, и могут пробраться люди и некоторые животные. Таким образом, ландшафт ЛО и в особенности верховьев р. Яуза, где расположена самая заповедная часть Лосиного острова, с его каналами, спрямлениями, дамбами и озерами, в его нынешнем виде окончательно сложился уже после прекращения добычи там торфа в конце 60х годов прошлого века, и, по мнению автора, не является уникальным, требующем для своего сохранения строго заповедного режима. Необходимость иметь именно там биостанцию в ущерб активному отдыху горожан тоже вызывает сомненя.Историческая часть о написана по материалам:
Юридическая справка об ООПТПравовые основания запрета находиться в Лосином острове появились только в новой капиталистической России. В 1995 был принят закон N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который давал право администрации запрещать нахождение людей в них, а в редакции от 13.07.2015 еще и брать плату за нахождение в ООПТ, с этой платой пока безуспешно боролась туристская общественность. Борьбу эту возглавляла ныне закрывшаяся газета «Вольный ветер». Закон этот определяет в частности и зонирование ООПТ:
Окончательно запрет прогулок был юридически оформлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 26 марта 2012 г. N 82 г. "Об утверждении Положения о национальном парке "Лосиный остров"", где определялись границы заповедной и особо охраняемой природной территории, где согласно п. 6 ст 15 закона в редакции 2010) нахождение посторонних лиц без согласования с администрацией было запрещено. Ответственность за нарушение для физических лиц установлена ст. 8.39 КоАП РФ в размере от 3000 руб. до 4000 руб. 3 августа 2018 года думаки приняли еще поправки в 33-ФЗ об ООПТ, которые начали действовать с 1 сентября 2018 года.При этом с 2018 года закон отвязал режим посещения от границ зонирования и разрешил брать плату за нахождение везде. Парки фактически сами устанавливают зоны запрета и плату за посещение (министерство утверждает границы и определяет размер и порядок оплаты). Сделаны все эти поправки исключительно для того, чтобы можно было брать плату за посещения ЛЮБЫХ зон нацпарков, и теперь режим посещения будет определятся положением об ООПТ, а не прописан в законе, что открывает широкое поле для произвольного установления границ и платы не в нашу пользу. Читаем закон 33-ФЗ в части плохих повостей от 1 сентября 2018 года.
Как видим, теперь запрет посещения и плата за нахождение отвязана от назначения зонирования (рекреационная, особо охраняемая, заповедная, хозяйственная) и запретить можно находитсья везде. Запретить вообще или только без оплаты. Таким образом, теперь надо изучать положение о каждом национальном парке отдельно. В законе есть и про заказники, заповедники - отдельно по каждому типу ООПТ, что нельзя и, что можно. Кстати, посмотрите на пассаж из 15.6: "а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке". О чем это? К чему относится? "В иных случаях" брать плату можно вообще за все или освобождать от платы? Как любят наши .... (вставить пропущенное слово) резиновые, расплывчатые формулировки. На новом сайте ЛО у них там НИЧЕГО об этом не написано. Пока же в Лосином острове можно находится без риска штрафа (без разрешения и оплаты), как я понял, только в рекреационной зоне. Детальное же изученине положения о ЛО говорит об обратном, но оно старое, еще 2012 года, там в положении разрешено находится в рекреационной и хозяйственной зонах и зоне культурного наследия, но инспектора походу на этот факт не обращают внимания, судя по протоколам, которые они оформляют:
Я это все не придумал. Люди попадают под каток закона, находят мой статью и консультируются. Положение о национальном парке "Лосиный остров" (от 2012 года). Выдержки, которые касаются туристов
Так мы потеряли Лосиный остров. При всей этой вакханалии законности и законодательном беспределе на новом сайте ЛО (2018) мне не удалось найти ничего про запреты. А, это должно на главной странице быть крупно написано: обходи парк стороной - оштрафуют. Особо острое чувство несправедливости и обиды вызывает внезапность безумных требований и выборочность наказания. Раньше можно - теперь нельзя, в этом направлении непрерывно печатает поправки взбесившийся принтер. При этом незнание не освобождает. Штрафуют же единицы из тысяч. Вполне нормально видеть такую картину - инспектора оформляют протокол за мангал, а в пределах видимости еще горят мангалы, оформляют протокол за удочку, а рядом еще рыбаки сидят и так далее. Так работает наша система - тебя всегда должно быть можно за что-то привлечь. Национальный пак "Мещерский"Летом 2016 и весной 2018 года автор побывал в национальном парке «Мещерский», который тянется на добрую сотню километров с севера на юг, начинаясь в 20-30 километрах к северу от Рязани, и заканчиваясь почти во Владимире. Картина там стала особенно удручающей с принятием поправки к закону об ООПТ о возможности взимания платы просто за нахождение на территории в 2012 году, и с изданием разъяснений минприроды в 2015 году. И в 2016 году начался «денежный террор» против дачников и туристов. В этом нацпарке практически все, кроме дорог общего пользования и территорий населенных пунктов отнесено к «особо охраняемой зоне», где за нахождения без платного разрешения взимается штраф. В результате десятки населенных пунктов оказались анклавами на запретной территории, где находится без оплаты нельзя, и за все остальное (костры, механические транспортные средства, лодки, сбор дикороссов, и т.д. взимается штраф). Местным жителям, у кого есть прописка, пока выдается бесплатное разрешение на 3 месяца, которое надо регулярно продлевать, иначе - штраф. Так и не понял, что делать собственникам, которые не прописаны. Простым же дачникам точно надо платить порядка 1770 рублей с человека в месяц, если они хотят не быть запертыми в границах своей деревни (ценник весны 2018 года), а иметь возможность выйти в лес. Считаем - 3 человека на 4 месяца = 21240 за право выйти из дома."Геноцид" дачников. Хочу отметить, что с пропиской там живет около 5000 человек, не считая Спас-Клепиков, а дачников бывает до 50 000- 100 000 летом. Вот и считайте. Границы ООПТ так установлены специально, чтобы собрать побольше денег, поскольку закон отдает определение границ самим нацпаркам, которые минприроды только утверждает. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда. В связи с этим у меня появились дополнительные предложения, решающие вопрос не только для «Лосиного острова» но и в целом в интересах граждан.
Закон, что дышло (правоприменение)Бодро взявшись терроризировать пешеходов, бегунов, велосипедистов и лыжников в 2016 году, энтузиазм у лесников заметно спал уже к зиме 2017-2018. Знаки с текстом "ВХОД ЗАПРЕЩЕН" если и были, то таинственным образом практически везде исчезли. Автор знает несколько мест, гда такие знаки остались на начало 2019 года: у въезда к лосиной биостанции, у садового центра, у платной рыбалки и у кормушек. В лыжном сезоне 2017-2018, как и в сезоне 2018-2019 автор не слышал о случаях штрафов с лыжников и не сталкивался сам, а в сезоне 16-17 засады и облавы были. Сам видел засады в 16-ом, но не пойман - не вор, предупредили о засаде добрые люди... К пешеходам и велосипедистам докапываться похоже перестали тоже.. Летом 2017 и 2018 года я тоже не слышал об облавах на пещеходов и велосипедистов и сам не попадался. Лесная инспекция сосредоточилась на рыбаках, сборщиках грибов, ягод и цветов, а также на шашлычниках и механизированных гражданах - тех, кто заезжает в нацпарк на автомобилях, мотоциклах и квадроциклах. Хорошо идет охота на автомобилистов во внутримкадной части Лосиного острова. Там через парк проходят несколько дорог общего пользования, на которых не стоят знаки остановка запрещена. Люди съезжают с дороги на грунтовый карман, а это уже территория парка, и дело в шляпе - нарушили. Это практикуется на Белокаменном шоссе, Яузской аллее, Лосиноостровской улице. Борьба с шашлычниками и мангальщиками происходит в основном в Королеве в лесу на задах ЦНИИМАШ. В Москве уже почти отучили мангалы жечь. Но и случаи штрафов "за нахождение" имеются. Для примера посмотрим отчет Гос. инспекции за период с 22 октября по 05 ноября 2018 года: За период с 22 октября по 5 ноября 2018 года государственной инспекцией национального парка в результате проведенных рейдов возбуждено 55 дел об административном правонарушении. Наибольшее количество нарушений приходится на выявление движения или стоянки механизированных транспортных средств не связанных с функционированием национального парка - возбуждено 29 дел об административных правонарушениях. Очень меня заинтересовали в этом отчете "прочие нарушения, выявленные государственными инспекторами":
По сведениям с сайта Веломания, руководство парка пока неофициально решило оставить в покое велосипедистов, лыжников и пешеходов. (Тема на ВМ про запрет проезда по ЛО. Там один из работников парка под ником Лесник пишет частенько). Он утверждает, что немеханизированных туристов чморить будут только, если они будут забираться в заповедную зону и к кормушкам у Лосиной биостанции. Но, закон остается законом, и докопаться всегда можно. Особо интересна тема "Лосиный Остров: взаимодействуем с сотрудниками и администрацией парка", где человек под ником Лесник, являющийся, по-видимому, работником парка, натравливает велосипедистов, лыжников и пешеходов на автомобилистов, квадрациклистов и шашлычников, призывая первых доносить на вторых. Советы тем, кто попалсяЕсли Вам не удалось избежать встречи с инспектороами, и вы попались на пребывании в ООПТ, т.е. нарушили ст. 8.39 КоАП РФ, не пытайтесь ничего объяснить государственным инспекторам на месте, надеясь что недоразумние разъяснится. У них одна задача - сшить Вам административное дело. Поэтому, ни в коем случае не облегчайте им задачу, споря с ними, и упаси вас бог оказывать сопротивление властям или предлагать взятку. Этим Вы только облегчаете им работу. Помните. Инспектора не определяют Вашу виновность и не выносят решение о наказании. Они только фиксирут, то что им кажется правонарушением, поэтому с ними не о чем разговаривать. В первой инстанции решение выносит административная комиссия. Не надо пытаться решить все на месте, не надо поддаваться на разводки инспекторов, а сделать все возможное, что бы потом, именно потом - в суде, было как можно больше оснований опротестовать решение административной комиссии. Для этого вы должны решить две задачи. Первая. Собрать (запомнить или лучше зафиксировать), как можно больше информации о вашем мнимом или настоящем правонарушении. Вторая. Постараться сделать так, что бы инспектора при соcтавлении протокола где-нибудь "накосячили". Это Вам может помочь потом. Итак, начнем. Вас остановили. Инспектор что-то пробормотал, махнув перед Вашим носом какой-то книжечкой. Вежливо попросите его показать Вам документ подольше, попросите разрешения сфотографировать его, если Вам откажут, то запишите (этого он Вам запретить не может) все данные удостоверения. Пока он будет составлять протокол, не мешайте его составлению, но и не помогайте, воспользуйтесь статьей 51 Конститутиции, и не давайте никаких пояснений. Когда протокол будет составлен, Вам предложать расписаться в семи местах из них три очень важных. Не расписывайтесь, не вникнув в смысл того, за что Вы расписываетесь. Когда будете писать в протоколе, не предупреждайте заранее инспекторов, о том, что Вы собираетесь там писать. Какие есть тут лазейки потом не заплатить штраф:
1. Первый пункт - подпись о том, что Вам разъяснены Ваши права и смысл всех статей КоАПП, имеющих отношение к делу. Если Вам что-то не разъяснили, не подписывайте просто так. Напишите, что именно Вам не разъяснили, например, мне не был разъяснен порядок обжалования решения административной комисси и не назван был судебный орган (его адрес и порядок работы), и поставте подпись. Теперь, после того, как Вы так написали, надо инспекторам искать понятых, и заново все разъяснять Вам в их присутствии с соответствующим документальным оформлением. Если этого не сделать, то в суде вы можете выйграть по формальным признакам. 2. Второй пункт. Объяснение лица. Напишите, например, "на момент моего следования по маршруту пос. Погонный - пос. Дружба фактически на местности территория ООПТ не была должным образом обозначена - не было в наличии ни одного запрещающего нахождение там знака", и поставте подпись. Если у Вас был видеорегистратор, напишите здесь же, что "по маршруту следования производилась видеосъемка - ходайство о приобщении прилагается". 3. "Прошу выше указанное дело об администритивном правонарушении рассмотреть без моего участия". Там надо ОБЯЗАТЕЛЬНО написать так " я не даю разрешения рассматривать данное административное дело в мое отсутствие, прошу оповестить меня должным образом о времени и месте разбора", и поставить подпись. Не оставляйте графу пустой. Если дело разберут без Вас, то Вы не успеете обжаловать его. Вам дается 10 дней на обжалование в суде решения административной комиссии со дня вручения. Во-вторых. Есть еще один нонсенс (нюанс), почему надо лично присутствовать на административной комиссии - отправленное уведомление о штрафе считается полученным. А за неуплату в течении 60 дней грозит арест.
Когда инспектора говорят, что это не важно, что запрещающих нахождение знаков нет, типа они были и есть документы, что они установлены были - это ерунда. Автор выйграл дело в суде первой инстанции (Мытищинский городской суд, дело 12-443/2019), опротестовав штраф в 3000 руб, вынесенный на административной комиссии за нахождение в ООПТ. Основание - свидетели подтвердили правилность фототаблицы по маршруту следования, где запрещающих знааком и аншлагов не было. По отношению к водителям, которые по мнению милиции, должны знать, какие где знаки были установлены, Верховный суд высказался однозначно.
К сожалению, в нашей правоприменительной практике аналогия закона и аналогия права судами не применяются. Обычно на комиссии и в первой судебной инстанции почти 100% административных дел проигрывается. Надежда только на апелляционные инстанции или Верховный суд, если документы правильно собраны-подготовлены.. Если у Вас собрались в качестве обеспечительной меры изъять велосипед или лыжи или фотоаппарат, не спорьте, является ли велосипед или лыжи орудием незаконного природопользования и подлежат ли изъятию или должны быть изъяты в обеспечительном порядке. Просто требуйте присутствия понятых и упаковки изъятых вещей в мешки, которые необходимо опломбироать невскрываемой пломбой, номер пломбы внести в проткол об изъятии. Ссылайтесь на то, что закон требует согласно статьи 27.10 КоАПП п.9 "в случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте. Предупредите, что в любом случае Вы на следующей день будете опротестовывать протокол изъятия в суде (по формальным ли признакам - не опечатан, или по признакам того, что велосипед или лыжи не являются орудием незаконного природопользования, в отличие от механических транспортных средств, и не подлежат обеспечительному изъятию). После того как вы получите на руки протокол изъятия, пишите тут же в электронную приемную прокуратуры и в Государственную инспекцию по охране природы в ЦФО (если происходит в Москве). Обязательно сверьте фио в протоколе, и фио инспектора который выписывает штраф. Это может вам помочь. Сделайте фотографию автомобиля, на котором приехали сотрудники, запишите фио, либо запомните. Когда придете на административную комиссю обязательно найдите стенд с информацией о том, какой инспектор и когда дежурил. Может случится казус, и данный инспектор не находился в этот день на службе, а это основание отмены административного наказания. После того, как Вы подпишете все протоколы (о правонарушении и, возможно, об изъятии), сделайте инспекторам сюрприз. Заявите письменное ходатайство об ознакомлении на месте со всеми материалами дела и выдачи Вам их копий а именно схемы нарушения (это карта, где обозначено, например, клетка и квартал, где Вас задержали), материалов фото-видеофиксации. Знайте, что согласно закону "ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению" (ст. 24.4 КоАПП). Вы даете инспектору ходатайство и его копии (можно от руки), на копии просите написать:"ходатайство принято к рассмотрению инспектором таким-то, тогда-то". Если у Вас был видеорегистратор, то Вы или на мести или позже, в административной комисси или в суде заявите письменное ходатайство о приобщении к делу Ваших видеоматериалов. Образцы, которых много в Сети на тему автоаварий, легко адаптировать к нашему случаю. Вам придется составить ходатайство и приложения: CD-R-диск с надписью "Маршрут следования по ООПТ", распечатка каталога файлов на диске, Раскадровка видеозаписи - ХХ фрагментов на 1 листе. Видеозаписи или фотографий в суде будет недостаточно. Ищите свидетелей, которые смогут подтвердить, что запрещающих знаков по маршруту Вашего следования не было. Свидетелей приберегите для суда, а на административную комиссию приходите с Письменным объяснением и ходатайством о приобщении Ваших видеоматериалов. Если штраф назначат на административной комиссии идите в суд. Готовьте исковое заявление и ходатайствуйте о вызове свидетелей. Пример ходатайства Ходатайство инспектору ..... от ..... Я, ФИО, являюсь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 и ст. 24.4 КоАП РФ прошу предоставить мне возможность ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении и изготовить копии материалов дела.
Случаи из жизниИнтернет не только полезен, но и вреденИстроия эта произошедшая 2016 году получила большой резонанс в велосипедном сообществе. По сути это был первый случай штрафа за нахождение в Лосиного острове, после которого туристы и узнали о новых запретах. Это была организованная рекламная покатушка под руководством велогида Нины Ш. с сайта МногоТроп, целью которй было продвижение одноименного мобильного приложения. Покатушка объявлялась не только на сайте МногоТроп, который был тогда совершенно неизвестен (как и сейчас), но и на других более известных ресурсах (Катушкин). Объявление о поездке на Катушкине было такое (привожу в сокращении):
Администрация парка, оказывается, читает профильные сайты для повышения эффективности сбора штрафов. Инспектора знали о предстоящей покатушке, но точный трек не был опубликован, как и график движения, поэтому была организована полноценная войсковая операция с 10 точками засад, где дежурили инспектора. Одна из точек, которую считали бесперспективной (около платной рыбалки), и ее чуть было не исключили из плана захвата, сработала. На форуме Веломании высказывались предположения, что некоторые форумчане за вознаграждение сдают группы туристов инспекторам: "Ой удивил . Я же сразу намекнул, что некто на зтом форуме за вознаграждение занимается выводом велогрупп на инспекторов. Причем не один человек. Этим моему бывшему коллеге еще в прошлом году (2016) похвалялись в ФГБУ. " В данном конкретном случае не ясно, как было на самом деле. Руководитель мне лично рассказывала, что со слов инспекторов они узнали о покатушке из интернета. С другой стороны, сдавать информаторов им резона нет. Задержали всю группу около 30 человек, и хотели оштрафовать всех за нахождения, а юрлицо МногоТроп за организацию спортивно-массового мероприятия без согласования. Закончилась эта облава компромиссом - двумя штрафами только для руководителя как физического лица. Один за организацию спортивно-массового мероприятия 3500 руб, другой за нахождение 3500 руб. Еще у руководителя изъяли велосипед в качестве обеспечительной меры. Так парк объяснил необходимость изъятия велосипеда. На мой взгляд - это филькина грамота, а не обоснование.
Поскольку катушка была рекламно коммерческая, ее организовывало фактически юридическое лицо, то руководитель не стал привлекать участников в качестве свидетелей на административной комиссии, что запретная зона не была должным образом обозначена на местности. По той же причине руководитель не стал обжаловать решение административной комисси в судах. После оплаты штрафов велосипед все-таки вернули. Из исправленного описания маршрута после облавы на сайте Много троп: "Посещение особо охраняемой территории национального парка Лосиный остров необходимо заранее согласовать с администрацией парка!" Основатель сайта Валерий Железнов пишет: "Судя по нашему опыту общения с ними, это (согласовать маршрут) вполне реально, но неразумно долго и трудоемко. Надо писать официальное письмо чуть ли не за месяц, плюс ездить к ним договариваться. Т.е. теоретически все можно, но практически - не целесообразно." Комментарий автора. Не пишите ничего лишнего в интернете. Спецслужбы знают о нас только то, что мы сами о себе сообщаем. Есть женщины в русских селенияхОдна женщина попалась за нахождение в ЛО в конце сентября 2017 года. Она приехала на машине куда-то в район Загорянки, оставила машину на краю дач и пошла пешком, или не успела пешком пойти. Я так и не понял из разговора - мне некогда было и плохо слышно (я в метро был), где точно и на чем ее поймали, то-ли за нахождение пешком, то-ли за парковку машины на грунтовке. В любом случае знаков не было никаких (это я расслышал и запомнил- ни тех ни этих, и шлагбаума не было). Инспектора же говорили, что это не важно, что знаков нет, типа они были и есть документы, что они установлены были. Она все это зафиксировала на фото-видео с GPS привязкой, включая беседу с инспекторами. Я ее попросил по итогам борьбы отписаться на форуме где-нибудь - она сказала, что не писатель, но отзвонилась где-то уже в октябре 2017. Я ее рассказ и пересказал сначала на форуме с задержкой в месяц, а потом и тут. Госинспектора, естественно, говорили, что не важно, что знаков нет, хотели получить подпись о согласии разбирать дело заочно. Там хитрость - в протоколе написано "даю согласие на разбор дела заочно" и место для подписи. Надо зачеркнуть, и написать "не даю согласие на заочный разбор дела, требую уведомить в должном порядке о времени и месте прохождения административной комиссии". Иначе вам по почте придет штраф тогда, когда поздно уже обжаловать.
Я ей посоветовал искать свидетелей, что знаков и шлагбаумов не было на тот момент так как суды могут и не приобщить к делу фото и видеометериалы. Судья имеет право фактически немотивированно отказать в ходатайстве о приобщении... С живыми свидетелями сложнее, но у судьи тоже есть возможности... Она изучила все законы и закончики. Подготовила документы (объяснение, ходатайства о приобщении видеофиксации пр.), пришла на административную комиссию со всем этим.
Тогда ее попросили написать заявление с просьбой прекратить административное производство, она написала. Потом ей по почте пришло уведомление о закрытии дела. Женщина - боец, респект ей и уважуха! Выборы Президента и запретная зонаОднако, в конце 2017 и в начале 2018 года я не слышал ни об одном случае, что лыжников штрафовали бы. Один королевский энтузиаст физкультурник, который катается в на лыжах ЛО 3-4 раза в неделю, сказал мне, что он думает, что, вероятно, перед выборами решили не раздражать людей. Он, заслышав треск снегохода, обычно сходил с лыжни и скрывался в лесу, лесники за ним не гонялись. В 2018 году засад и патрулей на лыжне не было. Выборы прошли, а засады на туристов не появились. Фотоаппарат - орудие незаконного природопользования?(Еще одна история, которую даже комментировать не надо. Весна 2018.) Мы с подругой фотолюбители, узнали про Биосферный заповедник и, находясь рядом, решили заехать на машине. На сайте была информация про обязательное посещение с экскурсоводом и предварительной записи. Ну, думаем, решение спонтанное, не записались, приедем - будет экскурсовод хорошо, не будет - уедем. (От ред. Официально можно было через госулуги запросить данные из Росреестра (выписку кадастра) , но за деньги...)
Счастливые лыжницыРассказывает Таня В.: "В начале декабря 2018 нас с Леной К. тоже чуть не оштрафовали, когда мы поехали кататься на лыжах по льду Верхнеяузских болот и имели глупость по буранному следу подъехать к берегу, прямо в логово службы охраны (карта) :-) Нас обвинили, что мы и нам подобные пугаем диких животных. Мы прикинулись, что про запретку не знали. Нам пригрозили штрафом в 3000 руб. и сказали уезжать, откуда приехали. Мы отъехали подальше от берега и продолжили катание. Было видно, что ездить за нами, ловить и выгонять им лень, но раз уж мы сами к ним заявились, они обязаны принять меры. мне тоже показалось, что они чисто формально нас прорабатывали. Видимо, есть какое-то неофициальное распоряжение оставить физкультурников в покое. Это - как с лыжами в электричке: несколько лет назад контролёры стали требовать оплатить провоз лыж, домогались какое-то время. А потом перестали. Наверное, было указание сверху: оставить лыжников в покое. Хотя правила насчет оплаты лыж не поменялись." Комментарий автора. Правила провоза лыж поменялись, с Лениградского вокзала лыжи с 17.12.12018 стали бесплатными. Катался, катаюсь и буду кататьсяРассказывает Антон Н. (январь 2019). Несколько раз встречался с патрулём, пару раз в излюбленном месте-2016. Егеря как раз стояли аккурат метров через 50-70 после знака на лыжне. Так что лыжники, которых они задерживали, не могли отпереться. Т. е. знак был в шаговой доступности и в отличной видимости от места разборок. Типа: "Знак видите, вон тот ?" "Ну, да, вижу". "Вы ведь только что около него прошли. Что на нём нарисовано ?" и т. д. А нарисованы были перечёркнутые лыжник и пешеход. Кстати - прикол - не было на знаке перечёркнутого велосипедиста. Несколько протоколов за выходной выписывали. Скорее всего, у них даже план какой-то был негласный. Они должны были показать начальству, что ведётся работа по исполнению указания. Всего знаков было около 10 штук. Их и пилили, и выкорчёвывали, и разрисовывали-расписывали не самыми лестными словами в понятно чей адрес. Один из знаков, даже я видел, - был погребён под суперзавалом из упавших на него деревьев. Какие-то знаки егеря восстанавливали, какие-то - нет. Сколько сейчас их осталось - не знаю, но думаю, что 2-3 штуки от силы. Еще один раз останавливали в километре севернее этого места и ещё один раз ближе к посёлку "Дружба", в километре от ЛЭП Мой настрой каждый раз был такой, что я катался, катаюсь и буду кататься, а ребята занимаются фигнёй, с чем они иногда даже соглашались, типа - нам начальство приказало, наше дело маленькое. Было и такое, что говорили, что не первый раз уже меня видят, и что в следующий раз будут вынуждены выписать штраф и т. п... Сухой остаток на сегодняшний день такой: в 2016 г. подняли бучу, по слухам из-за того, что какие-то отморозки приехали пострелять по оленям. И постреляли. И руководство ничего лучшего не нашло, как не пускать ваще никого в ООПТ. Теперь буча улеглась, и они штрафуют разве что таких, как Таня с подругой, которые пришли прямо к ним в штаб практически. Они бы ещё на мотоцикле приехали на оленью ферму.... Там полно безлюдных берегов, куда можно приткнуться для перекуса и пр Я сам там был последний раз год назад, но по сведениям от знакомых, никаких егерей они последнее время не встречали на лыжнях. Так что катайтесь, сколько хотите, кому надо, только не заходите откровенно на огороженную территорию. Когда я встречал лесников, они были на снегоходах (зимой) и квадриках (летом). Пеших встретил один раз только, поздней осенью, 2 с небольшим года назад в точке, где дорога СЗ-ЮВ, ведущая к пруду биостанции МГУ (теперь платная рыбалка), пересекает просеку З-В, ведущую от "Дружбы" в болото. Комментарий автора. Знаков нет - запретной зоны нет. Неважно, первый раз ты тут или сотый. Юридически забыл, где граница, ориентироваться не умею... В защиту автомобилистов Верховный суд (ВС) РФ уже указал российским судьям, что водители не обязаны знать все дорожные знаки в месте своего проживания. Полагаю, что если дойти до ВС, он займет мою сторону - я не обязан помнить границы и не обязан уметь точно ориентироваться на местности. Но, это надо будет еще дойти до самого верха. Не ходите люди в парки погулять!Рассказывает Алексей С. о случае, произошедшим с ним 24 ноября 2018 года. Мы с женой вышли на асфальтовую дорогу, что идёт от МКАД в сторону этого охотничьего хозяйства, или как его там.(от автора - это дорога к платной рыбалке). Комментарий автора. На дороге от МКАД к платной рыбалке в то время точно было два знака "Вход запрещен" у самого шлагбаума и у чуть ближе к МКАД, где-то тут. Однако, Алексей с супругой до них не дошли. Если же заходить прямо с МКАД, то там есть будка с охранником, шлагбаум и много всякой информации. Охранник там пропуск выдает для проезда на рыбалку. Лыжи - орудие незаконного природопользования (маленькая победа, февраль 2019)В 9 февраля 2019 Игорь Г. катался на лыжах в Лосином острове. Перешел на внешную сторону МКАД по туннелю, ближнему к поселку Абрамцево, там протекает речушка Ичка, и поехал по лыжне, которая привела его на лед Яузы. Потом лыжня пошла налево и привела Игоря Г. к кормушкам для зверей и далее к забору биостанции примерно здесь:
Тут-то Игорь и сообразил, что заехал куда-то не туда, и надо ретироваться. К несчастью в это самое время инспектора проезжали мимо на снегоходе по своим инспекторским надобностям. Они задержали Игоря, заставили его пройти с ними в помещения Лосиной биостанции, где составили протокол "о нарушении им условий обитания объектов растительного и животного мира 33-ФЗ ст. 15 п. 2 подпункт е, а именно ЗАЕЗД НА ЛЫЖАХ на подкормочную площадку для диких животных.! У вышеуказанного лица обнаружено: ЛЫЖИ (орудие незаконного природопользования)." О, как лихо. За это нарушение предусмотрен штраф от 4000 до 5000 руб. Игорь в своих объяснениях указал на то, что по ходу движения им не было обнаружено запрещающих табло и просил не изымать лыжы как орудие незаконного природопользования, поскольку без лыж ему к своей машине, которую он оставил в районе Метрогородка, не вернуться: Времени на все ушло около двух часов, поскольку у Игоря с собой не было паспорта. Отпустили его, когда уже смеркалось, но Игорь все таки снял на обратном пути короткое видео у кормушек, где видно, что запрещающих знаков нет. Готовясь к административной комиссии, Игорь связался автором этой статьи. Автор обещал придти на административную комиссию в качестве свидетеля и подтвердить, что запрещающих аншлагов по пути следования Игоря не было. Мы выработали следующую позицию. Ст. 27 Конституции РФ устанавливает право свободного передвижения, а лесной кодекс в ст. 11 право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Соответственно, не смотря на то, что незнание законов не освобождает от ответственности, одного знания закона в данном случае недостаточно, посколько ни из конституции РФ, ни из Лесного кодекса, ни из 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ни из "Положения о национальном парке "Лосиный остров" не следует, что граждане обязаны знать, как точно проходят границы запретной зоны, и уметь определять их на местности. Из чего следует обязанность администрации парка должным образом обозначать границы зон на местности. Еще мы решили заострить внимание комиссии, что у Игоря не было умысла причинить беспокойство диким животным, поскольку катание на лыжах не является действием прямо направленным на изменение условий обитания объектов растительного и животного мира. Так же мы решили идти вплоть до Верховного суда, защищая такую позицию. Так же Игорь приготовил письменные объяснения. Вот выдержки из него:
Автор приехал на административную комиссию в качестве свидетеля. Вот короткое видео с заседания: В результате разбирательства штраф не назначили, а объявили замечание. Игорь так прокомментировал итоги:
Комментарий автора. Полагаю, что катание на лыжах не является деятельностью нарушающей условия обитания, поскольку оно не влечет изменение среды обитания объектов животного мира, ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, нарушение почвенного покрова и тому подобное. ( N 52-ФЗ "О животном мире").Но это лишь мнение автора, для подтверждения или опровержения которого надо бы получить решение суда. Смотрим выдержки из постановления о прекращении административного производства. Послесловие к маленькой победе (апрель 2019)Игорь еще написал письмо в прокуратуру с жалобой на то, что зоны ООПТ ЛО не обозначены должным образом на местности. Через два месяца пришли ответы и из прокуратуры и из администрации парка, и не отписки, в чем каждый может убедиться. У меня вопрос, стоило ли жаловаться на отсутствие знаков? Каждый ищет отвем сам. Я его для себя нашел.
А, был ли мальчик? (небольшая победа, май 2019)В мае 2019 года Олег Б. планировал провести поход по Лосиному с группой школьников из школы, где учится его сын, и в конце похода сходить на экскурсию в визит центр (Лосиная биостанция у пос. Дружба). Он по телефону парка договорился об экскурсии на 24 мая, уточнил возможность придти туда по лесу и получил положительный ответ. Перед проведением похода он пошел разведать маршрут один 16 мая. Вошел в парк у пос. Абрамцево и двигался далее в сторону биостанции, где и был пойман известным инспектором Соловьевым. Инспектор составил протокол, где Олег указал - запрещающих знаков нет. Естественно, эскурcию на биостанцию Олег немедленно отменил. В протоколе и в своих объяснениях на административной комиссии он настаивал на том, что у граждан нет обязанности уметь определять границы запретной зоны на местности самостоятельно. И раз запретная зона должным образом не обозначена, то и штраф брать нельзя. Автор присутствовал на административной комиссии как свидетель и занимал такую же позицию. (Более подробно можно посмотреть в его объяснениях) Маршрут движения
Инспектора в свою очередь очень интересовались, кто конкретно сказал по телефону, что на биостанцию можно придти именно по лесу, пересекая зону покоя животных, а не по шоссе с целью наказать сотрудника. К счастью, Олег не запомнил, с кем конкретно он разговаривал и не был уверен, правильно ли на том конце провода поняли его вопрос. Административная комиссия закончилась тем, что Олегу предложили написать ходатайство о прекращении дела, которое и удовлетворили, на основании имеющегося у него, якобы, устного разрешения на посещение запретной зоны, а не из-за отсутствия запрещающих знаков. Комментарий автора. Администрация парка не обозначает должным образом границу запретной зоны на местности, всячески уклоняется от прекращения административного производсва именно из-за отсутствия обозначения на местности, когда люди начинают доказывать свою невиновность. Вопрос же надо ставить так, что ни из Конституции РФ, ни из Лесного кодекса РФ, ни из ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» N 33-ФЗ, ни из КоАП РФ, ни из Положения о национальном парке «Лосиный остров» не следует обязанность граждан точно знать (помнить) границы зон, уметь всегда точно определять их на местности самостоятельно или иметь технические средства для их определения. Следовательно, нет забора или знаков - находиться там можно. В защиту автомобилистов Верховный суд (ВС) РФ уже указал российским судьям, что водители не обязаны знать все дорожные знаки даже в месте своего проживания. Инспектора же считают, что в законе указано, что есть запретная зона и где она проходит, закон опубликован, а незнание закона не освобождает от ответственности. (С другой стороны, из неформального общения с инспекторами автору известно, что отсутствие запрещающих знаков (аншлагов) - это постоянно выражаемая благодарность граждан за то, что у них отняли значительную часть парка). Хорошо бы создать прецедент, чтобы стало окончательно ясно - нужны знаки или нет. Прецедент создан. Моя борьба и победа
Волею судьбы автор с 2016 года старается поддерживать свой текст «Что осталось от Лосиного острова» в актуальном состоянии. Зацепила меня эта тема в первую очередь тем, что со всех сторон становится нельзя то, что раньше было можно. В данном случае у меня лично и у нас всех отняли возможность бывать в значительной части парка, расположенной за МКАДом, превратив ее в ловушку (запретную зону), где отнимают снаряжение и выписывают штрафы. Администрация парка не обозначает должным образом границы запретной зоны на местности, всячески уклоняется от прекращения административного производства именно из-за отсутствия обозначения на местности, когда люди начинают доказывать свою невиновность.
Инспектора в качестве залога до уплаты штрафа отнимают лыжи, велосипеды, байдарки, фотоаппарты...
Более того, пройдите квест, попробуйте найти на официальном сайте парка "Лосиный остров" информацию о том, где и за что у вас отнимут лыжи, велосипед, байдарку, фотоаппарат и оштрафуют. За что? За что угодно - за нахождение, за нарушение покоя животных, и т.д.. Перечень сей велик и неочевиден. (С другой стороны, из неформального общения с инспекторами автору известно, что отсутствие запрещающих знаков (аншлагов) - это постоянно выражаемая благодарность граждан за то, что у них отняли значительную часть парка.)
Итак, я попался инспектору Соловьеву А.Е. 05.06.20919, катаясь на велосипеде в Лосином острове. Мой маршрут следования:
Детали (что, где, когда и как + фототаблица) в моих объяснениях. Отняли велосипед, как обеспечительную меру, составили протоколы - об изъятии велосипеда и о нахождении без разрешения в ООПТ (КоАП: ст. 8.39). Я решил не сдаваться и идти до конца вплоть до Верховного суда, основываясь на следующем: Моя позиция по нахождению в запретной зоне: Поэтому - нет аншлагов (знаков), заборов, шлагбаумов и т.п. - нет и штрафа.
Моя позиция по изъятию велосипеда, как обеспечительной меры до оплаты штрафа: Велосипед же не является ни орудием совершения, ни доказательством по делу, ни предметом, и дополнительных вещественных доказательств по сотаву правонарушения "пребывание физического лица без разрешения" не требуется. Я же мог там находится и пешком, и что, ноги бы мне инспектор отрезал бы или кроссовки отнял? Более того именно сам вид немеханизированного вида транспорта (велосипед, лыжи, байдарка и т.п.) не является самостоятельно образующим состав правонарушения в форме «пребывания физического лица на особо охраняемой природной территории без разрешения», где дополнительно не оговаривается, каким образом физическое лицо находилось в неразрешенной для пребывания зоне, в отличие от механизированного транспортного средства, нахождение которого в охраняемых зонах является самостоятельным видом правонарушения. Позиция ЛО: Я решил попробовать поставить на место Администрацию парка Лосиный остров и, не выходя из правового поля, создать прецедент, поскольку обычно никто не судится. Судиться - себе лороже, дешевле и проще заплатить штраф и забрать назад дорогие и ценные вещи. Не только несправедливые и неправовые законы попирают наши гражданские права и свободы, но и совершенно произвольное их применение. Мне удалось получить положительное решение суда. Теперь надо широко распространить его среди туристов и спортсменов, тогда:
Итоги краткоСлучилось чудо, и, несмотря на на эффективно действующую иммитацию судебной системы, я выйграл дело 13.12.19 сразу в суде первой инстанции (Мытищинский городской суд, дело 12-443/2019, судья Дегтярева Ольга Леонидовна). Случилось, это благодаря:
Кратко выдержки из решения суда (полный текст решения в комплекте юридичеких документов ). РЕШЕНИЕ
Подробности и деталиСоставление юридических документовБез консультаций юриста я самостоятельно не смог бы составить грамотное исковое заявление и сопутствующие документы. Юристы же стоят денег. Я объявил сбор средств на юриста тут, на Веломании и на Лыжном спорте и денег мне накидали. Забавная разница в обсуждении темы сбора пожертвований на адвоката: Сначала я обратился в правозащитную организацию Агора, мне там насчитали 15 тыр за исковое заявление и 15 тыр за сопровождение дела. Я заплатил первые 15 тыр. К сожалению, с Агорой я прокололся, но, к счастью нашелся более адекватный со всех точек зрения юрист из наших туристов-велосипедистов. Спасибо Жене ака Велоболу.
Пришлось сменить юриста, и попросить о дополнительной финансовой помощи. На завершение первой инстанции понадобилось еще 6 тыр.
Краткая хронология моей борьбы:
Судья очень хотела поддержать позицию администрации ЛО, и обсуждая с представителем парка, как расставлены знаки и аншлаги, показала на паспорта свидетелей, которые пока ожидали в коридоре, и сказала: Благодарности
ПриложениеКомплект юридичеких документов
Copyright 2016 - 2019, Леонид Ливеровский |