Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

"КАРАВАН-Марафон" (о велопробегах и веломарафонах (бреветах)

КАРАВАН-стандарт

Напоминаем, что предлагаемые марафоны представляют
потенциальную опасность для Вашей жизни и здоровья.

Содержание

Веломарафоны и велопробеги в "КАРАВАНЕ"

Веломарафонами в «КАРАВАНЕ» увлекаются наиболее вольные и подготовленные велосипедисты.

На шоссеЧто же заставляет нас, выезжая почти затемно из Москвы, крутить педали почти непрерывно по 30, а бывает, и по 40 часов, чтобы вконец измученными добраться на следующий день до берегов Невы? Не лучше ли, как все, поехать в ближнее Подмосковье и километров через 50 устроиться на привал на уютной опушке леса? Мы можем только улыбнуться и спросить, а зачем люди штурмуют Эверест, ведь на свете много небольших «уютных» гор?

Главным отличием велопробегов и веломарафонов от походов выходного дня (ПВД) является их более спортивная ориентация; здесь гораздо больше внимания уделяется собственно езде, нежели привалам, хотя редко какой пробег обходится без привалов. Не тратится время и на сидение в электричках: если для стандартного ПВД из 16 часов «от дома до дома» собственно на езду приходится лишь 4-5, то в пробегах ходовое время достигает 10-12 часов. Естественно, в велопробеги едут преимущественно на гоночных велосипедах и преимущественно по хорошим дорогам. Вообще, современный велосипед — это транспорт XXI века, предназначенный для дорог XXI века. Использование горных велосипедов не исключается.

Исторически сложилось, что в России (Советском Союзе) велопробегами на средние и длинные На шосседистанции назывались пробеги протяженностью более 100 и 200 км соответственно (порой еще употребляется термин «сверхдлинные дистанции» — более 500 км). Веломарафон — термин европейский, полностью соответствующий нашим пробегам на длинные дистанции; однако, в последнее время под влиянием американцев европейская планка была снижена до 160 км (то есть до их 100 миль).

Четкой границы между велопоходами, велопробегами и веломарафонами в «КАРАВАНЕ» нет. Походы выходного дня, совершаемые от дома до дома, — это наиболее распространенный вид пробегов. Средняя часть пробега обычно проходится вместе с группой ПВД быстрого темпа. Кстати, на пробег велосипедисты обычно выезжают из дома всего на час-полтора раньше тех, кто едет на вокзал, дабы электричкой добраться до начала пути ПВД, но к встрече с группой ПВД (часов в 10 утра) уже проезжают километров по 80-120. По сравнению с ПВД у велопробегов более важным является спортивный аспект, контрольное время прохождения маршрута. Заметим, что часто контрольное время на участках получается само собой: утром, например, успеть в Можайск до прибытия электрички, привозящей к старту группу ПВД, а вечером — не опоздать в Тверь к отходу последней электрички.

Отличие же от велогонок состоит с том, что конкретное время прохождения дистанции (и первенство на ней) в пробеге не важно, а лимит времени, как правило, достаточно большой.

Отличе от «КАРАВАН-Шоссе» - это необязательность длинного (от 2-х часов) привала.

Четких правил проведения велопробегов и веломарафонов в «КАРАВАНЕ» нет, проходят они по исторически сложившимся в клубе традициям, большинство пробегов имеет собственные имена. Наиболее давние традиции имеют пробеги Москва — Ярославль, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Тверь — Дубна, Киржачские пробеги, пробеги на Оку и Волгу. Одновременно со многими пробегами проводятся «звездные велопоходы выходного дня» с общими привалами, маршруты этих походов очень часто совпадают с частью пути пробегов.

Киржачские пробеги — самые заслуженные, они берут свое начало с 1979 года и проводятся, как правило, несколько раз в год по разным маршрутам (150-300 км).

Пробег из Москвы в Ярославль — характерный однодневный марафон (266 км), в восьмидесятые годы он проводился в разгар лета, а с девяностых годов — в предпоследнюю субботу мая.

Самый выдающийся пробег клуба — «Белые Ночи» из Москвы до Санкт-Петербурга — ежегодно проводился в конце июня. Свое название пробег получил в честь велофестиваля петербургских велотуристов, на который мы прибываем своим ходом из Москвы. Велофестиваль проводится в самую короткую ночь с субботы на воскресенье; соответственно велопробег стартует из Москвы накануне, ранним утром в четверг или пятницу. Если же нет желания ехать своим ходом, то можно просто приехать в Петербург на велотуристский праздник «Белые ночи». Постепенно в связи с большой загруженностью трассы «Москва-Петербург» популярность этого пробега заметно снижалась, вплоть до того, что последние годы он уже вообще не проводится. На смену ему приходят новые маршруты, например, "Вокруг Ладоги", в Санкт-Петербург малыми дорогами.

Участники пробега Москва - Санкт-Петербург на старте. Москва 1995г. Большая фотография 21 Кб.

На старте пробега «Белые ночи». Финишировали М. Тиновицкий, М. Силаев, А. Кузнецов (начиная с третего слева направо)

Что такое бреветы, и кто такие рандоннеры?

Чем наиболее известен «КАРАВАН», кроме походов выходного дня? Наверно тем, что он одним из первых в послевоенной России возобновил сверхдальние велопробеги или веломарафоны. Еще в 1979 году, то есть до официального учреждения клуба.

Первым официальным сверхдальним веломарафоном в Росии принято считать веломарофон 1895 года Петербург-Москва, хотя он точно был не первый (смотрите краткую историю вопроса).

На Западе сверхдальние веломарафоны принято называть бреветами, а их участников рандоннерами, а все движение - рандоннерским.

Основное значение слова бревет (brevet) (фр) - диплом, аттестат, свидетельство; экзамен на получение свидетельства, диплома.
Узко-специальное значение слова бревет (brevet) (фр) - велогонка на большие расстояния, проходящая по шоссейным дорогам общего пользования.
Слово рандоннер - это калька с француского Randonner, что в переводе с французского означает ходить в походы, совершать большие прогулки, а Randonneur - любитель, ходить в походы; участник, похода, прогулки.
Иное значения слова рандоннер ("randonneur") - это "долгое время слоняющийся без дела человек", а также "плутающий вокруг логова зверь".

Мы думаем, что французы не обидятся на нас, если мы не будем по-русски говорить и на кириллице писать "рандоннёр", а будем писать и говорить "марафонец", "велосипедист". (Во Франции очень бережно относятся к родному языку и избегают употребления иностранных слов там, где это не нужно). По тем же соображениям будем мы и избегать слова "бревет", а использовать слова "веломарафон", "велопробег".

Суть мирового веломарфонского движения составляют велопробеги от 200 до 1200 км и более, выполняемые велосипедистами многих стран Мира по Правилам, разработанным Парижским Клубом AUDAX CLUB PARISIEN (АСР) (Парижский клуб отважных (отчаянных)) в соответствии с Международным Календарём Всемирной Ассоциации веломарафонцев RANDONNEURS MONDIAUX (RM).

Главный сегодняшний мировой любительский веломарафон (бревет) - это PBP ("ПАРИЖ-БРЕСТ-ПАРИЖ - 1200 км"). Он начал проводится во Франции в 1891 году с тем же названием и по тому же маршруту поначалу раз в 10 лет, но для профессионалов как гонка. (Для сравнения старейшая велогонка для профессионалов Тур де Франс проводится с 1903 года).

Парижский же клуб рандоннеров ACP (Парижский клуб отважных (отчаянных)) был создан в 1904 году. После раскола клуба в 1921 году на две части - гоночно-спортивную и марафонскую, создаётся организация BRF (BREVETS de RANDONNEURS FRANCAIS) - французское сообщество марафонцев-рандоннеров.

C 1931 года марафон PBP перестает быть соревнованием профессиональных гонщиков. Появляются квалификационные бреветы. В настоящее время марафонцы должны пройти следующие квалификационные марафоны: 200 км – за 13ч 30 мин, 300 км – за 20 ч, 400 км – за 27 ч, 600 км – за 40 ч.

В том же 1931 году клуб ACP стал соорганизатором, а позже и основным организатором веломарафона "Париж-Брест-Париж. 1200 км". В течение многих лет клуб ACP совершенствовал правила и организацию проведения веломарафонов.

Постепенно марафон обретает свою нынешную идеологию, свой дух. Главное - преодоление самого себя, бревет - не соревнование спотсменов, любое ранжирование участников по времени прохождения запрещено. Все уложившиеся в контрольное время получают зачет и медаль.

После войны марафон стал проводиться чаще, сначала с интервалом в 5 лет, потом и каждые 4 года.

Под влиянием и с прямым участием клуба ACP созданы в 1976 году Европейская ассоциация марафонцев-рандоннеров (BRU - BREVETS RANDONNEURS EUROPEENS), а затем и Всемирная Ассоциации рандоннёров (RM - RANDONNEURS MONDIAUX) в 1983 году. Страны основатели: Франция, Англия, Швеция, Испания (плюс Страна Басков), Бельгия, Канада, Австралия и США. К 2011 году ассоциация насчитывает около 39 стран-участниц.

Огромный вклад в развите движения внес Роберт Лепертель (род. 11.11.1924). Он создал как Европейскую ассоциацию марафонцев рандоннеров (BRU) так и всемирную Ассоциацию Рандоннёров (RM). Роберт Лепертель был президентом АСР с 1967 года по 1983 год и главным организатором PBP с 1966 года по 1995 год. (Смотрите беседу с Робертом Лепертелем на сайте американских марафонцев-рандоннеров www.rusa.org, которая состоялась в 2007 году, на англ. яз.)

В год 100-летия (1991) велопробега Париж-Брест-Париж Жан-Клод Мюзеллек (Швеция), Президент RM, и Президент ACP того времени Жан-Клод Мас подписывают протокол соглашения, уточняющего, что:

  1. ACP единственный правомочен регистрировать Brevets de Randonneurs Mondiaux (пробеги мировых рандоннёров) "200", "300", "400", "600" и "1000" км в мире;
  2. Randonneurs Mondiaux правомочны регистрировать Brevets de Randonneurs "1200" км и БОЛЕЕ (исключая PARIS-BREST-PARIS) с момента признания Правил ACP и P.B.P;
  3. Никакая организация Brevet типа "1200" км не может иметь места в год проведения пробега Paris-Brest-Paris (каждые четыре года).

Президент RM избирается на 4 года после очередного "Париж-Брест-Паижа". С 2003 года Президентом RM являлся Ханс Дусинк (Австралия). В 2009 году Роберт Ледюк из Нидерландов (Robert Leduc) был избран на пост Президента Всемирных рандоннеров (Les Randonneurs Mondiaux).

"КАРАВАН" также одним из первых в России примкнул официально к мировому рандоннерскому движению - в 1995г, и некоторе время самостоятельно представлял центральную Россию в ACP, пока французы не стали жестко придерживаться правила: одна страна - один представитель. Руководил тогда этим направлением в клубе Михаил Гаврилов.

Сейчас Россию в целом на международном уровне представляет "ОРВМ" - организация российских велотуристов-марфонцев (основатель В. Комочков). (Велоклуб "Орион" , г. Волгоград. На базе этого клуба и действует ОРВМ).

КОМОЧКОВ Валерий Анатольевич 1948 года рождения.
Доцент ВолгГТУ, кандидат технических наук.
Руководитель университетской секции велотуризма с 1993 года.
Достаточно свободно владеет французским.
Директор велоклуба Орион со дня основания Клуба, Председатель клубной МКК с 1994 г., президент велоклуба Орион с 2004 г. Член Российской МКК по велотуризму с 1998 г. Инициатор развития рандоннёрского движения в России с 1994 г.; с 1995 года - ответственный за координацию веломарафонного движения в России от Парижского Клуба Audax Club Parisien (ACP) и Всемирной Ассоциации рандоннёров RANDONNEURS MONDIAUX (RM).
Редактор вестника российских веломарафонцев "Российский рандоннёр" с 1987 г. Организатор первого участия российских рандоннёров в Международном супервеломарафоне "Париж-Брест-Париж" в 1995 г.
Разработчик Положения о проведении веломарафонов RM в России на основе Правил ACP.

Сайт Российские рандоннеры содержит основные сведения о Российском движении.

Однако, правила проведения, установленные для BRM (BREVET RANDONNEURS MONDIAUX) весьма забюрократизированны и явно не прижились в вольном «КАРАВАНЕ». Тем не менее, для всех желающих в RM регистрируются те пробеги «КАРАВАНА» (или же участки дистанций этих пробегов), требования в которых не ниже, чем в BBRM. Эти (на наш взгляд, абсолютно ненужные) формальности требуются, в частности, для допуска к Международным веломарафонам.

Самым титулованным из Международных пробегов является супервеломарафон Париж — Брест — Париж, например, в PBP-1999 года участвовало свыше 3500 марафонцев из многих стран мира.

Марафон PBP особо сильно забюрократизирован. Право участия в супервеломарафоне Париж — Брест — Париж (1200 км за 90 часов) предоставляется всем велосипедистам, прошедшим до конца июня и зарегистрировавшим по правилам «ACP» не менее четырех квалификационных этапов — пробегов не менее чем на 200, 300, 400 и 600 километров.

Большой проблемой для организаторов марафона PBP стало все более увеличивающиеся количество желающих зарегистрироваться на марофон, которое может достичь в 2011 году 7000 - 8000 человек.

Поскольку число участников РВР уже в 2007 превысило допустимые пределы, Audax Club Parisien изменяет правила регистрации на PBP-2011, разрешая регистрироваться раньше других тем индивидуальным марафонцам, котрые прошли квалификационые марафоны еще в 2010 году, и вводит квоты для стран на количество участников, которые рассчитыватся в зависимости от достигнутых результатов страной.

Новые требования к отбору участников на РВР 2011 были представлены в сообщении Жана-Гальбера Фабюреля в 2009 (Отв. АСР по мировым рандоннерам). Перевод на сайте Российских рандоннерев в вестнике "Российский рандоннер" N 37

Как вариант изменения правил для сокращения количества участников Роберт Лепертель предложил следующее: "Участники должны быть лучше подготовлены для реализации этого испытания. Рассматривается предложение выполнения в течение 2-х лет (2010, 2011) квалификационных бреветов 200-300-400-600 и 1000 км либо в 2010 либо 2011 г, а также сократить на 8% норматив времени для тех, кто заявляется на РВР."

Кроме PBP существует много других международных марафонов, проводящихся по правилам ACP.

Есть не менее сложные и престижные, но немного менее забюрократизированные марафоны: Лондон-Эдинбург-Лондон, трансамериканский марафон Race Across America (RAAM) (для справки ссылка о сверхдлинных гонках и мероприятиях)

Как проходят зачетные веломарафоны (бреветы)?

Если говорить коротко, то такие веломарафоны (бреветы) проходят по шоссейным дорогам общего пользования с соблюдением установленной последовательности и времени прохождения контрольных пунктов.

На старте каждый участник получает карточку бревета и маршрутный лист, на котором указаны маршрут, местоположение контрольных пунктов и временные интервалы, в течении которых открыты контрольные пункты. Участники должны прибыть на каждый контрольный пункт между стартом и финишем, в то время, пока контрольный пункт открыт.

На маршруте движения возможна установка контрольных пунктов на которых не присутствует представитель организаторов. В этих контрольных пунктах участник должен получить печать на карточке бревета в местном учреждении, которое организатор определяет как контрольный пункт, например в магазине или на бензоколонке.

Для контрольных пунктов, где нет возможности получить печать (прибытие в середине ночи например), участник может произвести одно из следующих действий:

Организаторы могут также устанавливать необъявленные заранее контрольные пункты на маршруте для контроля за соблюдением участником маршрута движения. Все нарушения правил фиксируются и принимаются во внимание для расчета конечного результата. Задача – набрать меньшее количество штрафов (в том числе штрафов за отсутствие отметок прохождения контрольных пунктов, опоздание на старт, нарушение требований безопасности, и др.) во время движения.

Правила проведения веломарафонов и велопробегов (бреветов)

Виды марафонов в КАРАВАНе

КАРАВАН-Марафоны в клубе бывают:

МАРАФОН-Зачет (Зачетный марафон(бревет) - зарегистрированный в ACP марафон, за который можно получить медаль, если участник надлежащим образом зарегистрируется и уложиться в лимит времени на всех КП (контрольных пунктах);

МАРАФОН-Тренировка - не зарегистрированный в АСP марафон, фактически просто клубная поездка в стиле КАРАВАН-Марафон, КАРАВАН-Пробег;

МАРАФОН-Разведка - подготовка будущих зачетных марафонов, изучение возможных мест КП, состояния дорог, и так далее. На маршруте возможны любые сюрпризы (велопонос и пр...)

Квалифицирующие признаки КАРАВАН-Марафон:

- дистанция от 100 км для Марафон-Тренировки и Марафон-Разведки, от 200 км для Марафон-Зачет;
- конкретное время прохождения дистанции (и первенство на ней) в пробеге не важно, а лимит времени, как правило, достаточно большой;
- необязательность длинного (от 2-х часов) привала (в отличе от Отличе от «КАРАВАН-Шоссе» и других видов поездок);

Использование шоссейного велосипеда не является квалифицирующим признаком.

Определения темпа езды смотрите в правилах.

Историческая справка:

Обычно считается, что такие скоростные велопутешествия, как пробеги, сравнительно молодой для нашей страны вид туризма; дескать, «на западе» — да, это традиционный вид, а у нас — почти экзотический. Но скорее — это хорошо забытый вид. Ведь, собственно, весь русский многодневный велотуризм начинался в конце прошлого века со скоростных по тем временам туров из Москвы в Санкт-Петербург, которые до революции 1917 года почти ежегодно проводили московские «велосипедисты-циклисты». Не случайно поэтому самым престижным и популярным мероприятием «КАРАВАНА» стал возрожденный клубом в 1986 году 700-километровый веломарафон «Белые Ночи» по маршруту Москва — Ленинград (с 1991 года опять Санкт-Петербург). Временно не проводится из-за обилия транспорта на дороге. Заменой ему может служить веломарафон Москва-Санкт-Перербург по малым дорогам.

К истории вопроса:

  1. История велопробегов по Центральной России (1882 - 2001) и в "КАРАВАНЕ". М. Гаврилов. (2006)
  2. Разрядные нормы и категории велопробегов "Караван-Марафон-1989". М. Гаврилов. (2006)
  3. КАРАВАН: традиции веломарафонов
  4. КАРАВАН-Отчет - ищите отчеты о марафонах.
  5. Хроника марафонов (бреветов) "Париж-Брест-Париж"в "КАРАВАНе".

Приглашаем всех желающих попробовать свои силы в наших велопробегах, веломарафонах (бреветах)!