Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
МЕГА-ТРОФИ КАРАВАН КРЫМ-99Андрей КузнецовЧасть 1Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководитель Мега-Трофи Караван Крым-99Мега-Трофи Караван "Крым'99" включал в себя четыре этапа: ПЕРВЫЙ ЭТАП: проход по горному заповеднику через Синапное на гору Басман, затем на гору Кемаль-Эгерек (1529м над уровнем моря - третьей по высоте вершине Крыма), покорение горы Роман-Кош (1545м над уровнем моря - высочайшей вершины Крыма), проход по Хребту Бабуган Яйла на восток, спуск на трассу в районе Малого Маяка и затем в Алушту. ВТОРОЙ ЭТАП: однодневный, в условиях "облегчённой" езды без рюкзаков, по маршруту Алушта - Ангарский перевал - г. Северная Демерджи - Лучистое - Алушта. ТРЕТИЙ ЭТАП: Алушта - Ялта, подъём (не на такси) на перевал Ай-Петри, прохождение по Хребту Ай-Петринская Яйла и Хребту Ялтинская Яйла и спуск в посёлок Многоречье, Счастливое. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: посещение пещерных городов Чилтер-Мармара и Эски-Кермен. 28 АПРЕЛЯв шесть тридцать вечера мы высадились в Симферополе. Мы - это группа из девяти человек, состоящая из пяти независимых по снаряжению и питанию подгрупп.
Первая подгруппа: Это я - Кузнецов Андрей - руководитель, имеющий более чем десятилетний опыт походов по горному Крыму. Вторая подгруппа: Борицкий Вадим, имеющий трёхлетний опыт походов по горному Крыму. Третья подгруппа: Соловьев Митя и Милякин Олег (бывший горник) - участники похода "Крым'98" (Чатырдаг, Демерджи, Большой Каньон Крыма). Четвёртая подгруппа: так называемые "оголтелые" (как они сами себя назвали): Ширяев Алексей - вождь и кормилец подгруппы, Климанов Алексей, Шопенков Андрей - рядовые бойцы. Пятая подгруппа: Паша и Рома, начинающие байкеры, любители даун-хилла и других острых ощущений, кажется, ещё и спелеологи. Трудности начались сразу же после высадки из вагонов и сборки велосипедов: у Шопенкова, а затем у Мити, который вначале фиксировал на видеокамеру мучения Шопенкова, а потом и сам оказался в роли мученика, "выкорчёвываются соски" у камер. Теряем драгоценные минуты светлого времени. Замечу, что наши главные терминаторы камер - Паша и Рома - пока берегут свои уникальные способности для главного удара. В результате сборка растянулась на 40 минут. Мы переместились к вокзалу и начали заполнять наши ёмкости питьевой водой из писюкающего краника с оторванной ручкой, неподдающегося даже плоскогубцам. Вода истекала со скоростью 1,5л в минуту. Члены группы начинали нервничать: скоро вечер, надо ставить палатки, а мы всё ещё на вокзале, и "ни в одном глазу". Почему-то вспомнились старые фильмы про войну: люди, стоящие в очереди за водой, пересохшие губы, глаза жадно следящие за струйкой воды …. Наконец, потеряв ещё минут двадцать, мы быстро переместились к обменному пункту, поменяли деньги, быстро купили по бутылочке крымского вина и, около восьми, с максимально возможной скоростью, начали покидать Симферополь, двигаясь в сторону Бахчисарая. Примерно в 15 км от города съехали с трассы и двинулись вправо вдоль разделительных посадок. Метров через 500 упёрлись в другие посадки вдоль железнодорожного полотна и встали на ночлег. В девять часов все палатки уже стояли, как будто мы выполняли норматив по велотуризму: за 1 час: найти дорогу в Симферополе на Бахчисарай, проехать 15 км, найти место для ночлега, разбить лагерь и поставить палатки. У нас 5 палаток: две фирмы "NORTH FACE" - "NEBULA" (Митя и Олег) и "CITRUS" (Вадик); одна фирмы "PEAK 1" - "TRITON" (я); самодельная однослойная конструкция Ширяева, напоминающая юрту или пирамиду 2 метров высотой (оголтелые: два Алексея и Шопенков Андрей); и очень небольшая, не более 1метра высотой, формы - крыши от домика (без боковых стенок), однослойная палатка (Паша и Рома) - почти что "круг от бублика". Для меня остаётся загадкой способ ночёвки двух таких очень не мелких ребят в этой палатке, да ещё в условиях сильного конденсата, присущего однослойным конструкциям. Видимо у спелеологов свои причуды. Возможно, таким образом, они тренировали себя от клаустрофобии. Единственное неоспоримое достоинство этой палатки - малый вес. Готовим первый ужин. Я - убеждённый сторонник организации независимых по питанию подгрупп. Т.е. каждая подгруппа имеет собственный набор продуктов, посуды, горелку или примус. Это позволяет избежать на привалах ненужных трений и базаров: что готовить, как готовить, КТО готовит, КОМУ мыть посуду, каны, КОМУ и СКОЛЬКО разгружать или догружать продуктов СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ПОСЛЕЗАВТРА…. К тому же на вкус и цвет, как известно, товарищей нет: Вадим, например, ненавидит молочную кашу, а я не представляю себе завтрака без неё. Встречаются в велосреде и вегетарианцы. Поэтому разумно, на мой взгляд, когда каждый выбирает сам составляющие своего рациона и их количество. Как показывает практика, организация коммунального питания приводит к увеличению его веса в 1,5 иногда до 2 раз, по сравнению с весом индивидуального. Создаются проблемы составления раскладки, распределения её между участниками, контроля закупки, контроля равномерной загрузки и разгрузки участников во время похода. Не говоря уже, о проблемах, возникающих при делении группы на маршруте. Коммунальное питание предполагает, что некто станет комиссаром питания и будет как до, так и во время всего похода, иметь головную боль, как следствие вышеупомянутых проблем; а так же будет требовать от остальных выполнения его приказов, что, как легко предвидеть, испортит отдых и ему, и всем остальным. По крайней мере, я не хочу быть, и никому не желаю оказаться, ни в роли первого, ни в роли последних. В этом году мы использовали исключительно газовые горелки, что немного ускорило процесс приготовления пищи, добавило полезные удобства и исключило проблему копоти на котелках и запаха бензина в поезде, со всеми вытекающими из этого последствиями. Шмон в поезде, с последующим сливом бензина на полустанке и ликвидацией дефектных ёмкостей, под торжествующие взгляды проводников и злорадствующих общественников - это ещё не самые плохие вытекающие последствия. Гораздо хуже систематическое употребление в пищу хлеба, гречневой каши, риса и других продуктов, с устойчивым запахом бензина. Итак, в ПЕРВЫЙ день мы проехали 17 км. Суммарный подъём составил 150м (данные я получал по "CATEYE"-му альтиметру АТ-100). 29 АПРЕЛЯПоднимаемся около 7 утра. Ширяев решает облегчить вес своего рюкзака на время похода, и прячет велочехол в лесочке. На обратном пути выяснилось, что спрятал он его ненадежно, и рюкзак облегчился не только на время похода. Выезжаем около 10 часов. Я провожу первую съёмку-испытание видеокамерой в движении с помощью нагрудного штатива - специального приспособления, изобретенного и изготовленного мною. Штатив позволяет жестко закрепить видеокамеру на груди в районе диафрагмы под углом, который варьируется, в достаточной степени, в зависимости от конкретной посадки велосипедиста-оператора. Он почти не затрудняет управление велосипедом. Угол наклона туловища при движении может несколько меняться, поэтому необходимо, время от времени, контролировать направление съёмки. Так как окуляр камеры находиться между диафрагмой и подбородком, это делает невозможным наблюдать через него: куда в данный момент направлена камера. Поэтому я оборудовал мое приспособление прицелом, действующим по принципу прицела летчика-истребителя. В момент установки камеры на штатив, ось прицела совмещается с осью камеры, а сам прицел располагается на уровне глаз таким образом, что почти без изменения положения головы и угла взгляда позволяет наблюдать и дорогу, и направление съёмки. Отмечу, что даже если бы окуляр камеры находился в более удобном для глаз месте, наблюдение дороги в другом масштабе и другой плоскости, и частые переключения зрения с одной картинки на другую, могут дезориентировать велосипедиста-оператора при реально высоких скоростях движения и привести к катастрофе. Первая 10 минутная видео съёмка в условиях шоссе проведена успешно. Небольшой моросящий дождичек несколько омрачает наше настроение. Через некоторое время въезжаем в Бахчисарай, делаем небольшой перекус и последние закупки питания: впереди несколько дней заповедных лесов и горных хребтов. Выехав из Бахчисарая, сворачиваем на Предущельное. Слева от дороги очень красивые отвесные скалы. Ещё немного снимаю в движении.
После Синапного первый шлагбаум - начало санитарной зоны водохранилища, это ещё не заповедник, хотя, как знать, времена меняются. Понятно, что шлагбаум для нас не преграда. Начинается первый крутой подъём. Остановившись напротив плотины, вижу, что некоторые перешли на пеший ход. Ай, ай, ай! Ведь были времена, когда мы этот подъём на "стартонах" въезжали с такими же велорюкзаками, но с минимальной передачей 40/28 и колесами 28". Дождавшись отставших и передохнув несколько минут, двигаемся дальше. Подъём продолжается. Нас догоняет "козлик" с двумя пассажирами. Один из них спрашивает старшего нашей группы. С чувством некоторого беспокойства, подъезжаю. Типичные вопросы: Откуда? Куда? Зачем? В целях конспирации сообщаю несколько скорректированный маршрут, который по странному стечению обстоятельств, почти совпадёт с нашим будущим реальным. Пассажир, по-видимому, лесник, так как впереди на этой тупиковой дороге кроме двух нежилых посёлков - только лесничество, вежливо сообщает нам, что мы должны были заехать в Верхоречье, зарегистрироваться, сообщить наш маршрут, получить или не получить разрешение двигаться по нашему или скорректированному маршруту, и только после этого двигаться дальше. Поблагодарив за столь подробные инструкции, и вежливо пропустив его вперед, продолжаем подъём. Минут через пятнадцать, почти на перевале, слышим звук приближающегося мотора. Проявляя уважение к обязанностям пассажиров авто, видимо наделенных какими-то полномочиями, позволяющими им беспрепятственно перемещаться в этой зоне на авто, а так же допуская, что они везут для нас "билеты" на посещение заповедника, мы, не слишком мешкая, сходим с дороги и углубляемся в лес метров на двадцать. Устраиваем по этому случаю небольшой перекус. Кстати, следующая встреча с людьми произойдёт примерно через двое суток на Хребте Ялтинская Яйла. Через некоторое время продолжаем движение. Устанавливаю камеру на нагрудный штатив и делаю съёмку на спуске. Спуск продолжается около 5 км по каменистому, достаточно хорошо укатанному серпантину и проходит без осложнений.
Моя идея маршрута на вершину Роман-Кош заключалась в следующем: по правому берегу реки Кача въехать в заповедник и у развилки рек Кача и Писара по хребту в направлении горы Роман-Кош выйти на шоссе, подняться по нему на перевал Гурзуфское Седло и далее на Хребет Бабуган Яйла и гору Роман-Кош. После перекуса продолжаем двигаться по дороге вдоль правого берега Качи. Вновь начинается подъём. Необходимо правильно свернуть с дороги направо. Делаем несколько ложных поворотов, возвращаемся. Поворот нельзя пропустить: впереди по дороге, перед посёлком Крымский-нежилой, серьёзный кордон и страшно вредный лесник (по данным 1993г). Наконец находим "наш" поворот и, преодолев искусственный заградительный ров и вал, двигаемся по живописной поляне вдоль реки. Метров через пятьсот слева начинается истошный лай собак, по-видимому, лесничьей своры. Не останавливаясь, без лишнего шума, по-партизански, продолжаем движение и через пару километров въезжаем в дремучий лес. Тридцати метровые деревья окружают нас. Внизу, в десятиметровом каньончике - река с множеством порожков. В общем - заповедная идиллия.
Пока ребята наслаждаются экстримом, я "чешу репу" и решаю обойти размытый участок слева по склону. Выполнив этот нелёгкий манёвр, мы через двести-триста метров вновь оказались на нашей дороге, недоступной на этом участке, видимо, не только "авто-вездеходам", но и мотоциклам, и поэтому очень заросшей. Преодолев несколько завалов дороги деревьями, мы, сравнительно быстро, продвинулись ещё на километр и упёрлись в очередное чудо природы. Правый берег реки, по которому, по моим прикидкам, мы должны идти ещё несколько километров, от самой воды круто поднимался вверх. Передвигаться по правому берегу можно было разве что по верёвкам, натянутым вдоль деревьев. Обойти этот непроходимый участок дороги по правому берегу, можно было только немного вернувшись, на некотором удалении от реки, рискуя выйти прямо на кордон, со всеми, как говориться, вытекающими последствиями. Поэтому, немного посовещавшись, мы решили переправляться, тем более что место было достаточно удобное для переправы. Митя, едва дождавшись конца совещания, первым вступил в ледяную воду и перешёл бурлящую реку. Я взвешиваю шансы переправиться в седле, возможность опрокинуться при этом, и альтернативу поиска голыми ногами в ледяной воде, среди скользких валунов, точек равновесия с сорокакилограммовым байком в руке. Кураж берёт своё, а иначе: зачем же мы здесь? И я решаюсь ехать. Выбираю оптимальный путь. Замираю на исходной позиции, сосредоточенно стараясь преобразовать небольшой мандражец в повышенный уровень адреналина в крови, и ….
Позже, анализируя видеосъёмку этого эпизода, я понял, что причина случившегося была в юзе заднего колеса по скользким валунам при съезде в реку и отклонении от запланированной траектории. Моя не совсем удачная попытка прекратила колебания оставшихся на другом берегу: ехать или идти? - и все, кроме Паши и Ромы - любителей водного экстрима, дружно начали разуваться. Паша и Рома, оценив результаты моей попытки, переправились немного правее, по более спокойной и мелкой воде и, практически переехали реку, но с тем же результатом: ноги и велотуфли мокрые. Велотуфель Шопенкова решил, было во время переправы отправиться в самостоятельное плавание по горной реке к началу нашего дневного маршрута, но Андрей быстро пресёк эту вольность. Климанов, испытавший однажды все прелести велопогружения, не только разулся, но и разделся до трусов, подчиняясь железной логике: замочить как можно меньше одежды, в случае весьма возможного велопогружения. Хотя, может быть, он своим голым телом подтверждал, таким образом, принадлежность к "оголтелым". Наконец все переправились через реку, и так как было уже около половины седьмого, а направление дальнейшего движения было не очевидно, мы решили сделать привал, тем более что на левом берегу реки я давно уже приметил отличную поляну, с легкостью вместившую бы с десяток палаток. Единственный её недостаток - при сильном дожде и подъёме уровня воды в реке метра на три, что вполне вероятно в горах, наш лагерь оказался бы под водой. Слава богу, что этого не произошло!
Итак, завершен ВТОРОЙ день пути. Пройдено 65 км, суммарный подъём составил 925 м. Высота лагеря над уровнем моря около 540 м. 30 АПРЕЛЯДень начался с решения сложной задачи: куда двигаться дальше? По идее моего маршрута мы должны были двигаться вверх по реке ещё около двух километров. Но разведка показала, что для того, чтобы пройти двести метров вдоль реки необходимо переправиться 7 раз. Дальше могло быть не лучше. Кроме того, никаких признаков дороги вдоль реки не наблюдалось. Напротив, река с двух сторон начинала зажиматься как - бы в каньон, с всё более крутыми склонами. Направо от реки круто вверх уходила заброшенная дорога, по которой, судя по завалам, уже лет пять ничто не передвигалось, кроме Паши и Ромы вчера вечером. То ли услышав внутренний голос; то ли подчиняясь подсознательному желанию сохранить сухость, - главное для ковбоев; вопреки пониманию, что такой путь не приведёт нас непосредственно на гору Роман-Кош, а скорее вначале на гору Кемаль-Эгерек; и даже, несмотря на то, что часть группы уже выполнила несколько переправ; я принял решение идти вправо по дороге круто вверх. Группа, не без некоторого ропота, восприняла моё решение, но проявила сплочённость и доверие к моему опыту и руководству. Мы заполнили наши ёмкости водой, около 4 литров на человека, так как впереди в ближайшее время её не предвиделось. Воды должно было хватить на предстоящий день, ужин и завтрак. На следующий день нам надо было: или дойти до снега, или найти другой источник воды, или умереть от жажды. Подъём хотя почти не позволял ехать, но давал возможность закатить велосипед с велорюкзаком. Я установил специальные шипы на велотуфли - это 18мм шпильки, завинчивающиеся по 3 штуки в специальные отверстия в подошве носка велотуфли (модель SIDI MTB EAGLE, как впрочем, и все другие "высокие" модели SIDI), которые значительно снизили пробуксовку туфлей на крутых подъёмах. Забегая вперёд, замечу что, сняв их в Алуште, и не поставив обратно, при однодневном броске на Демерджи, я почувствовал существенную разницу, когда мы отклонились от запланированного маршрута, и вышли на крутой пешеходный участок. Единственный их недостаток - то, что велотуфли "SIDI" не комплектуются такими шипами.
Внезапно наш путь преградило ущелье, промытое горными потоками. Его склоны были ещё более крутые, чем те, по которым мы шли, и пересекать его - самоубийство. Возникшая ситуация поставила нас перед выбором: Свернуть налево, вниз и "отдать" высоту, набранную с таким трудом? - Нет! Вернуться назад? - Ни за что! Направо вверх? - Единственный выбор, достойный настоящих бойцов! Повернув вправо, прикидываю крутизну подъёма и, не наблюдая его конца, понимаю: велорюкзак придётся переносить на плечах. Ребята также снимают сумки с велосипедов. Велорюкзаки в нашей команде использовали трое: я и Вадим - только велорюкзаки, Климанов - небольшой велорюкзак плюс наплечный рюкзачок. Все остальные использовали различного размера заплечные рюкзаки и "безногие" сумки на багажнике. На мой взгляд, велорюкзак наиболее удобен при движении на велосипеде и достаточно удобен при переноске, если имеются специальные съёмные лямки. Однако для того, чтобы снять/установить велорюкзак с/на багажник и прикрепить/открепить лямки требуется некоторое время. Заплечный рюкзак можно достаточно быстро одеть или снять, но сделать это надо много раз в день: каждый раз когда Вы начинаете или прекращаете движение, или держать его на плечах целый день, что также не здорово. При движении на велосипеде с заплечным рюкзаком могут также возникнуть проблемы с позвоночником, и с управлением велосипедом, так как центр тяжести системы в этом случае выше, по сравнению с велорюкзаком. При подъёме я применял тактику коротких переносок велорюкзака: 50 шагов - передышка. По моим прикидкам уклон составлял около 100%, так что 50 шагов - это подъём по высоте примерно на 5 этажей жилого дома. Минута отдыха и снова вперёд и вверх. Четыре, пять бросков - сбрасываю рюкзак и иду вниз за великом, который ещё надо найти, так как мы поднимались в достаточно густом лесу, а последние намёки на тропинку давно исчезли. В какой-то момент Вадик сделал неосторожный шаг, споткнулся и уронил велорюкзак. Велорюкзак прокатился вниз метров двадцать и уперся в дерево. Вадим, совершенно не проявляя радости по поводу того, что сам не покатился вниз вместе с рюкзаком, и, что рюкзак лежал всего в каких-то двадцати метрах ниже, а не укатился к реке, у которой мы вчера ночевали, лежал и тихо ругался потому, что громко ругаться уже не было сил, а за рюкзаком всё равно надо спускаться, и тащить его ещё раз.
На последнем участке уклон местами был так велик, что туловище, наклонённое вперёд для равновесия из-за рюкзака за спиной, было почти параллельно земле, и немного приподняв руки к груди, можно было уже не идти, а карабкаться на четвереньках аки зверь, помогая себе передними конечностями. Как всегда, самые сложные участки маршрута оказались не заснятыми: в такие моменты не до съёмок. И лишь последние метры моего подъёма Климанов заснял сверху на видео. Получилось, как - в боевике "Хищник", когда пришелец с дерева разглядывал свои жертвы внизу. Наконец мы наверху хребта Басман. Время было уже около половины четвёртого, и изголодавшиеся и усталые ребята требовали остановки для перекуса. Наверху сильный ветер, и мы спрятались с горелками в камнях. Место - очень красивое: справа и слева - отвесные скалы, на горизонте просматривались почти все Крымские горы.
Через час мы отдохнули, воспряли духом и двинулись дальше. Чтобы не терять набранной с таким трудом высоты, я поворачиваю налево, и, мы идём почти по вершине хребта в направлении нашей новой ближайшей цели: горы Кемаль-Эгерек, которая всего на 16 метров ниже горы Роман-Кош. Хребет Басман покрыт лишайниками и небольшими искривленными, редко растущими деревцами, напоминающими мега-бонсай, возникший в естественных условиях из-за сильных ветров и других климатических катаклизмов. Через пару километров мы - у горы Басман. Хребет кончился и впереди - обрыв. Мы сворачиваем направо и решаем сделать видеосъёмку спуска группы по живописной поляне. Ширяев возглавил группу, но неудачно: он перевернулся через голову, свернул седло (хорошо, что не шею) и получил пару тумаков. Осторожный Шопенков, не имеющий велошлема, наблюдая неудачную попытку вожака оголтелых, замешкался со спуском. Успех всех остальных добавил ему решительности, но в видео-кадр он почти не попал: слишком долго колебался. Лагерь мы разбили на седловине между горами Басман и Кемаль-Эгерек в лесу на великолепной поляне, заросшей как будто специально подстриженной травой. В эту ночь народ захлестнула романтика. Митя и Олег нашли микроскопический, почти горизонтальный пятачок под обрывом в конце хребта Басман, плавно переходящий в сорокапятиградусный уклон, рассчитанный только на одну палатку и полный контроль над ситуацией человека, который будет из неё вылезать, и вещами, которые могут из неё выкатиться. Климанов и Шопенков, оказавшиеся впервые в Крымских горах, поужинали и отправились провожать закат и встречать рассвет на вершине горы Басман, которая была всего в полукилометре от основного лагеря. Впрочем, у нас в основном лагере так же не обошлось без приключений: как только стемнело, лагерь "атаковали" тучи то-ли сов, то-ли летучих мышей, издающих громкие, воинственные крики. К счастью время ночной охоты скоро закончилось, и эти крики плавно перешли в зловещую тишину тёмного леса, изредка прерываемую шорохом крадущихся четвероногих, пресмыкающихся или бог знает, ещё кого. Я вспомнил прошлогоднюю ночёвку в дебрях заповедного леса предгорий Чатырдага. Тогда, около двух часов ночи весь лагерь, уставших и принявших на грудь по 150 грамм ребят, в полсекунды проснулся от страшного шума, по громкости и своему происхождению напоминавшего звук десятикилограммовой кувалды, которой двухметровый амбал со всей своей мощью наносил размеренные удары по столетним исполинским деревьям, окружавшим лагерь. Возможно, это был снежный человек с каменным топором. К счастью мы отделались, как говорится, легким испугом. Итак, мы завершили ТРЕТИЙ день пути, "рекордный" по пройденному расстоянию и, пожалуй, самый трудный: пройдено 5,7 км, суммарный подъём составил 627 метров, высота основного лагеря над уровнем моря - около 1100 метров. 1 МАЯУтром произошла заминка с выездом. В условленные 10 часов основной лагерь был полностью свёрнут, и все были готовы к движению, ожидая Митю и Олега. Наконец, они появились с получасовым опозданием. Оказалось, в последние минуты сборов Олег обнаружил у себя клеща, затем с помощью Мити ещё двух. И все полчаса они их искали и вытаскивали. Узнав такие новости, все тут же сбросили майки, …, и начали, точно обезьянки, осматривать друг друга. Кажется, нашли ещё нескольких. Меня бог миловал. Ещё через полчаса полевой госпиталь был свёрнут, и мы вышли на маршрут. По седловине хребта мы немного спустились (около 50 метров по высоте) и вышли на дорогу, пересекающую нам путь. Запасы воды были на нуле, и мы решили их пополнить, хотя бы наполовину, несмотря на то что, на яйле виден снег. Несколько человек налегке спустились по дороге налево к реке Донга или её притоку за водой. Правая ветка дороги метров через сто раздваивалась на две диаметрально противоположные. Одна из них шла на юг, почти на гору Кемаль-Эгерек, и мы двинулись по ней. Хотя через некоторое время она резко ушла вправо, я понимал, что, скорее всего, это зигзаг серпантина. Крутизна подъёма росла, и через некоторое время мы постепенно перешли на пеший ход или езду с перерывами для отдыха. На этот раз обошлось без съёма рюкзаков. Вообще, как показывает опыт, по любой грунтовой дороге можно заехать на груженом байке или хотя бы закатить его с рюкзаком, так как обычно они не имеют более чем 100% уклона.
Не доходя до вершины Кемаль-Эгерек, мы вышли к каменному "зубу", эффектно возвышающемуся на краю пропасти. На нём несколько памятных табличек. Я вбежал на сей зуб с флагом "КАРАВАНА", и наша группа запечатлелась для истории. Сама вершина Кемаль-Эгерек была, может быть выше метров на десять-двадцать "зуба", но была совершенно пологая, к тому же со сломанным и опрокинутым триангуляционным знаком. Паша, увидев первый заснеженный склон, с детской радостью, и в одежде младенца съехал по нетронутому снежному насту на велосипеде. Проехав по вершине Кемаль-Эгерек, мы вышли на Хребет Ялтинская Яйла, и, впервые за прошедшие двое суток, встретили людей - большую молодёжную группу пешеходных туристов, которых вели опытные инструкторы. Группа шла из Ялты на вершину Роман-Кош, но у них была своя специфика маршрута, не устраивающая нас. Двигаясь по дороге в направлении Роман-Кош, мы подъехали к очень крутому спуску. Митя начал снимать видео. Паша первым успешно преодолел спуск. Рома слегка упал на бок, взметнув облако пыли. Основная часть группы спускалась в два приёма: сначала заплечный рюкзак - пешком, потом с оставшимся грузом - на байке. Наиболее сложная ситуация была у меня и Вадима, так как весь груз был в велорюкзаке, а снимать и устанавливать его было долго и лениво. Вадим, начав спуск, при выходе на основную крутизну прислушался к голосам внутри своей головы, одумался и перешел на пеший ход. Я съехал с максимальным из всей группы весом рюкзака, но практически на зажатых колесах. Климанов и Олег, облегчённые наполовину, съехали побыстрее. Точка съёмки всех этих подвигов, на мой взгляд, была выбрана не совсем удачно, и не отражала безумный уклон дороги. Несведущий человек, поэтому, просматривая отснятый материал, мог бы оценить происходящее, как первые уроки езды на байке, или как движение байкеров в последней стадии опьянения. Паша повторил подвиг спуска налегке, и был запечатлён с более удачной точки съёмки - с противоположного склона, куда мы к этому времени переместились, но очень мелко, и выглядел подобно песчинке мироздания, катящейся по барханам жизненного пути к неизбежному финишу. Мы двинулись дальше к нашей цели - горе Роман-Кош. Паша и Рома постоянно отставали: у них начались критические дни … проколов. Совмещая ожидание их с перекусом, мы наблюдали на горизонте появление ранее встреченной группы пешеходных туристов. Пока мы снимали и снимались, клеились, питались … они, словно неугомонные черепашки, без остановки двигались, двигались и двигались.… Чтобы не допустить "позорной" встречи, мы включили максимальную скорость потребления пищи, добавили элемент жадности и …поглотив остатки пищи, "ушли" от преследователей! На горизонте справа появилась "Беседка ветров". К ней по шоссе подъехали несколько лимузинов, из которых вышли охрана и люди в смокингах. Наверное, это были "новые украинцы" или "старая украинская номенклатура". Мы "на-пи-лю-ва-ли" на них, лихо разноцветной вереницей, колесо в колесо вылетели по яйле на шоссе и понеслись по горному серпантину к перевалу Гурзуфское седло. Возглавляя группу, я на скорости сходу влетел на первую грунтовую "стенку" и … столкнулся с вертолётом, идущим на нас почти на бреющем полёте. Гранатомёт остался дома, и ребята были в панике: то-ли прятаться, то-ли сдаваться. Мы также "на-пи-лю-ва-ли" на вертолёт и пошли на прорыв.
Итак, завершен ЧЕТВЁРТЫЙ день пути: пройдено 16 км, суммарный подъём составил 1033 м, высота лагеря около 1500 м над уровнем моря. Минимальная температура воздуха ночью была 0,6°С. Мы определяли её утром по хитрым митькиным часам, имеющим альтиметр, электронный компас, барометр, термометр, а так же режим запоминания температуры и атмосферного давления каждые 15 минут. Температура внутри моей палатки ночью была около 5°С. (по CATEYE-евскому альтиметру AT-100). Это была первая прохладная ночь.
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |