Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Крым 2011. Отчёт в двух частях
Часть первая

Андрей Кузнецов

Обсудить отчет можно на форуме.

В Крыму я побывал уже раз двадцать. Каждая поездка, как правило, не меньше двух недель, в разные годы, с марта по сентябрь. Из них на майские праздники пришлось около половины. Несмотря на то, что в этом году поход проходил с 22 мая по 4 июня, погода преподнесла нам сюрприз в виде осадков такого количества, какого никогда не было в Крыму.

Но всё по порядку.

День ZERRO

Путешествие из Москвы в Крым — отдельный, иногда не менее насыщенный событиями день, чем другие дни похода: вагонный шухер и шмон по поводу запаха бензина с выливанием оного под вагон и всенародное ликование добровольных помощников проводников, «обезвредивших» «туристов–террористов» …. Перевозка проводниками мандаринов-шмандаринов в промышленном масштабе …. Трёхлитровый огнетушитель из гриба, упавший с третьей полки, и приведенный, таким образом, в «рабочее» состояние, и поливающий вокруг всё и вся …. Летающая ночью по вагону, благодаря Мите, сверхновая звезда, из газовой лампы …. Мама профессора, не успевшая выйти в Москве и провожавшая сына до Тулы …. Съём пятерников в тамбуре с помощью ударов обухом топора и какой-то матери …. Занос восьми велосипедов в вагон, с помощью одного вело чехла, по методу карусели … Поиск потерянных в купе солонок … Вадик, весь в курице, свешивающийся со второй полки к таможеннику: «Боже ж упаси такое увидеть…» …. Полы купе, вымытые тремя разбитыми бутылками Массандры …. Пара треснувших велошлемов, не выдержавшая особенностей русского велотуризма …. В общем, всего не припомнишь…

Гриша опять с нами не едет. Прощание славян. «Гриша, мы им отомстим за тебя!»

Проехал бы разок что ли, для разнообразия до Тулы нас проводить как профессорская мама,
а то всё только по платформе, да по платформе…

В этот раз в поезде мы выступили весьма скромно: ну устроили борьбу нанайских мальчиков с девочками… ну упали под стол… ну проткнули авторучкой таможенную дехлорацию… проводница же потом помогла новую заполнить?

Значит: «Всё нормально, Григорий?» — «Отлично, Константин!»

Доехали ХАРАШО! По дороге никого не потеряли. В поезде ничего не забыли.

«Кто курил? … Я не курил!!!»

Слоник, розовый. Почти ручной. Не пьёт, не курит, не буянит.
Спокойно дожидается запуска на свою стационарную орбиту под потолок вагона.
Занимает в вагоне не более одного пассажирского места, ну может одно с хвостиком

 

В первый день мы выгрузились в Севастополе, встретились с Ольгой из Краснодара, Вероникой и Сергеем (Белкой), и после пополнения запасов хлеба, кое-каких продуктов и заливки в наши топливные баки Массандры, двинулись по новому маршруту в Инкерман (почти как в песне: «… по Абрикосовой, …по Виноградной …», ну и так далее). Идея была — исключить достаточно занудный подъём по асфальту основной магистрали на Сапун гору, и проехать вдоль главной бухты Севастополя.

Заодно было бы полезно исключить ненужный набор высоты, ибо въезд в Инкерман находится так же, как и железнодорожный вокзал в Севастополе — практически на уровне моря. Однако сделать этого не получилось: наш новый путь то «втарчивал» вверх, то безжалостно «отдавал» высоту. Он, конечно, получился более весёлым, но суммарный набор высоты по-новому пути получился, вероятно, даже больший, чем по-старому.

На достаточно крутом, каменистом спуске от чрезмерной нагрузки и перегрева на моём байке сорвало резину с передней тормозной колодки.

Пришлось устанавливать запасную колодку.

Наши «слоники» имели тогда максимальный вес — мы не съели ещё ни одной банки тушенки, не сожгли ни одного газового баллона...

Перед Инкерманом посетили пещерный монастырь, теперь — действующий.

Колокольня

Из монастыря наверх, к крепости ведёт лестница, высеченная в скале

Меня поразила пирамида черепов бывших монахов в нише каменной стены древнего монастыря, с пророческой надписью: «Мы были такими как Вы, Вы будете такими как мы». Казалось, что глазницы всех черепов пристально смотрят на нас, и души монахов, притаившиеся в них, нам пророчествуют… Ж-У-У-У-Т-Ь….

Может, это мы их разгневали, и они посылали на нас потоки с небес?

Чем не вилла, с видом на море, Севастопольскую бухту?

Здесь находится ещё и:

Это ж практически филиал клуба Караван.
Только немного жёлтенького в вывеску добавить нужно

На гору, в которой был высечен пещерный монастырь,

Пещеры здесь попроще, ни тебе стеклопакетов, ни балкончиков с видом на море…

и на которой, возвышались развалины крепости,

мы не полезли — время поджимало, хотя туда вела неплохая грунтовая дорога.

 

В Инкермане встретили девятого участника нашей команды — Алана, двигавшегося нам навстречу из Научного. Некоторые не виделись с ним уже лет восемь.

Алан стал почти местным жителем поселка Научный, предпочитая его подмосковному Пушкино. Долгожданную встречу отметили «пивасиком», заодно восполнив потерю жидкости в организме.

Таким образом, вся группа — девять отважных, собралась. На фото слева направо: Сергей Ковалевич (Ков), Ольга (Краснодар), Наташа Бреусова, Андрей Кузнецов (КУ), Алан Кайтуков, Вероника Денега, Сергей Илясов (Белка), Кирилл Мороз, Дмитрий Соловьёв (Bort11, снизу в центре).

В Инкермане мы свернули с трассы направо и, проехав дачи, без проблем прошли 3-й кордон, попав на замечательную дорожку вверх по балке, с нависающими слева скалами, Каменистая грунтовка, практически вся въезжается в седле.

Тут нас накрыло первым дождичком. Переждав пятнадцатиминутный ливень, перешедший в противно-моросящий, и не дожидаясь его окончания, двинулись дальше.

Перед выездом на президентскую трассу встретили газик. Вроде, с лесниками. Но проехали мимо него без проблем.

По трассе ехать не планировалось, поэтому сразу же перемахнув её, забурились в леса Возвышенности Мензиевые горы, где благодаря ДЖипику с залитым треком, замечательно «в лёт» прошли многочисленные развилки.

Трек, кстати, рисовал собственноручно и впервые, руководствуясь исключительно придуманным мною маршрутом, по спутниковым снимкам, на которых выискивал тропки-дорожки.

Правда, это привело к некоторому казусу. Дело в том, что ДЖипик вёз на своём руле Митя, ибо являлся обладателем сего чудесного прибора. Ещё и потому, что даже в очках, которые ещё нужно было надеть, я плохо видел все детальки картинки на маленьком экранчике. Запасной ДЖипик для экономии батареек был в состоянии «холодного» резерва в моём переднем бардачке. Став «смотрящим в ЖПС», Митя «вцепился» в залитый трек мёртвой хваткой. «Стащить» его с трека было невозможно никакими силами. Никакие разборки не помогали.

Сайт GPSies, где я делал трек, находится ещё в экспериментальном режиме эксплуатации и не позволяет делать разветвления в треке. Поэтому, многие альтернативы пути остались только в моей голове.

Замечательная дорожка, посыпанная сухими сосновыми иголками, — предположительная срезка по постоянному уровню высоты через сосновый лес, которую я приметил ещё в 2005 году, осталась, поэтому, нетронутой нашими колёсами. Вместо разведки по ней мы «отдали» 38 метров высоты, которую потом набирали, втаскивая велики по разбитой и размокающей под дождём колее.

Митя, видимо, решив, что у меня началось топографическое помешательство, так как я хочу уйти с собственноручно нарисованного трека, наотрез отказался это сделать, и потом ещё несколько раз «спасал», таким образом, меня и всю нашу группу.

Колодец на «тур стоянке 2-й лесной кордон» утратил своё назначение.

Родника перед выходом к обрывам пещерного монастыря Чилтер-Монмара мы также не обнаружили, хотя очень настойчиво не искали, ибо уже смеркалось, а воду для ужина/завтрака все везли из родника Инкермановского пещерного монастыря. Практически — святую.

Дождь кончился и вновь немного заморосил. Перед обрывами Чилтера в лесу начались первые проблемы с «заГлиниванием» колёс мокрой землёй, замешанной с камушками и армирующими травой и палочками.

«Похоже, до нас здесь кто-то не совсем удачно гулял, или какой-то турист отстал от своей группы и был обглодан дикими животными?»

На обрыве мы обнаружили несколько замечательных полянок, выбрав из них для стоянки самую большую и ровную.

Взгляд с обрыва на открывающиеся дали реально вызывал чувство полёта

«Шоколадная» «полочка» нашей стоянки

Лагерь получился на высоте 344 метра над уровнем моря.

День второй

В полутора километрах от лагеря по тропе вдоль обрыва находился пещерный монастырь Чилтер-Монмара.

В настоящее время пещерный монастырь захвачен для проживания «новыми монахами».

Они возделывают земли на склонах под пещерами монастыря.

Осмотреть весь монастырь нам не удалось. Новые владельцы сообщили, что монастырь теоретически можно осмотреть, но только после заблаговременного прошения на имя настоятеля и получения благословления на посещение. Само посещение теперь возможно только в сопровождении представителя монастыря. Кроме того, вход в жилые и хозяйственные помещения запрещён.

В 1999 году, когда мы впервые посетили этот монастырь, он был абсолютно заброшенным, и мы облазили все пещеры на двух его этажах. Теперь его «прибрали к рукам».

Недвижимость в шикарном месте! «Это Вам не мелочь по карманам тырить!»

Для осмотра осталась только лестница и двадцатиметровый ход внутрь массива горы, которого раньше не было. Новые обитатели, видимо, расширяют свои владения, осваивают территорию.

В 1999 году здесь не было ни ступенек, ни поручней, только голые скалы и лазы. Спускаться тогда приходилось с большой осторожностью.

Двинувшись дальше вдоль обрыва по грунтовой дорожке через километр, пересекли грунтовую дорогу: налево Эски, направо Терновка. От этого перекрёстка чуть правее дороги на Эски, идёт тропа, к достаточно мощному роднику. На роднике мы обнаружили купель, с элементами религиозных культов, оборудованную внутри домика из полиэтилена. Для отделки «интерьера» купели была использована даже кафельная плитка и сделан примитивный переключатель потока воды на постоянный проток через купель. Почти джаКУзи получилась.

Заправившись в роднике водой, двинулись дальше вдоль обрыва. Начались некоторые участки с элементами вело скалолазания,

о которых, впрочем, я знал и планировал их прохождение.
Скалы-то невысокие, детские, местами гладкие, почти «белые и пушистые».
Однако, такая видимость предательски обманчива: если что … даже зацепиться не за что будет.

«… Посмотрите, вот он без страховки идет.
Чуть правее наклон — упадет, пропадет!!
Чуть левее наклон — все равно не спасти!!
Но должно быть ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути!»

Легко и непринуждённо можно было совершить незабываемый полёт без парашюта с восьмидесятиметрового обрыва….

«Серёга, аккуратно! Слонику в пропасть никак нельзя! Он ещё совсем молодой — ему жить да жить»

«… Ах как жутко, как смело, как мило!
Бой со смертью — три минуты!» –
Раскрыв в ожидании рты,
Из партера глядели уныло
Лилипуты, лилипуты –
Казалось ему с высоты»

Слава Богу, всё обошлось без жертв.

Мастерство не пропьёшь!

Наконец, опасный полукилометровый участок обрыва был пройден, и на горизонте показался пещерный монастырь Шулдан. В 2000 году башни наверху, увенчанной куполом, как и обитателей в монастыре, не было.

Оставив велики в начале тропы к Шулдану, мы осмотрели подступы к монастырю.

В этой пещере, у нас в 2000 году был лагерь. Внутри мы умудрились поставить пять палаток, в которых разместилось восемь наших участников. Свой мусор вплоть до малюсенького клочка полиэтилена всегда со стоянки увозим с собой. Теперь, какие-то «горе туристы» даже коврик пенополиуретановый не удосужились забрать. Время его разложения в естественных условиях измеряется, думаю, тысячами лет.

А тем временем со стороны Терновки собирались тучи и гремели раскаты грома. Нужно было срочно сматываться отсюда подальше.

Но, не тут-то было! Народ требовал наслаждений и зрелищ!

Когда с наслаждениями и зрелищами было покончено, мы едва успели сброситься вниз по пятой балке,

как нас накрыл хороший тропический ливень.

Пока все надевали дождевики и прятались под деревьями, пережидая ливень, я, устраивая стояночные тормоза, оборвал трос переднего тормоза. Хорошо, что это случилось не на крутом спуске! Так у моего железного коня начиналась «ломка». Пока менял тросик, ливень превратился в моросящий дождь. Едем дальше, но дорога уже успела реально раскиснуть, видимо ещё не совсем просохнув от весенней распутицы или вчерашнего дождя. По полю едем рядом с дорогой по траве. В лесу вся боковина дороги в колючках, и приходится или ехать по ним, или балансировать по скользкой середине. В такой ситуации после пятой балки легко можно было оказаться на пятой точке. Липкая грязь намазывается на колёса. Их «Глинит» у всех. Дисковые тормоза тоже «не катят». Даже пешком под уклон велик не хочет катиться, и его приходится стаскивать вниз как очень неудобный для этого большой кусок металлолома, к которому зачем-то привязали ещё тяжелый рюкзак.

В общем, начиналась полная «веселуха».

Ребятам всё нипочём

На подступах к Залесному обнаруживаю прокол обеих колёс, но успеваю кое-как на полуспущенных доехать/дойти до окраины посёлка.

Похоже, новенькие Митины втулочка на промах и тормоз новейшей модификации
только что прошли грязевой «краш тест». Новой вилке тоже «досталось»

Всё в гавнолине! Место прокола камеры не могу обнаружить. Меняю переднюю. Пока подкачиваю заднюю, чтобы доехать до всех остальных, новая передняя камера начинает спускать. В результате, не обнаружив ни прокола, ни гвоздя/колючки, но заметив напрочь, до корда срезанный шип покрышки, которая уже просвечивает в этом месте насквозь, вешаю её на забор. Continental, однако. По меркам Залесного почти новьё. ФирмА! Тому, кто её подберёт, повезёт! Хорошо, что запасной Мишлен ждал своего часа, спрятавшись от этих ужОсов в моём розовом слонике. Итог прошедшего часа: замена трех камер, покрышки и троса переднего тормоза. Четвёртую камеру меняю после очередного прокола, сразу после Залесного и почти в темноте.

Наваждение какое-то. Сфинксы — свидетели! ЖУТЬ!

Серёга реально помог с несколькими, очень кстати и вовремя бодрящими глоточками водочки. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! А то тоска какая-то подкрадывалась. Уже пора было после хорошего ужина расслабиться возле поставленной палатки и перейти к неторопливым беседам с друзьями, наслаждаясь изысканным вкусом десертного Массандровского муската. А тут, мокрому с головы до пят, в темноте с камерами приходится тренироваться. Зато в этот день «ломка» закончилась, и в следующие дни похода не было никаких проколов/поломок.

Залесное. Алан передаёт секреты мастерства подрастающей велосмене

Пока я менял четвёртую камеру, почти всю команду отправили разбивать лагерь. Лес отлично закрывал нас от ветра. Высота лагеря получилась 242 метра над уровнем моря.

Ночной дозор сфинксов охранял нас, и мы никем не были потревожены

 

День третий

Гора Узун-Тарла (298м)

Накануне, в момент четвёртого прокола, заприметив конягу, начал прикидывать, как на него слоника закрепить и контактные педали к стременам приделать.

Сфинксы Каралезской долины — во всей красе

Чем лучше просушен глинозём, тем лучше он будет отколупываться.
Справедливо не только для велосипеда, но и для носков

Дождя утром нет, и мы отковыриваем отвёртками (палочки не выдерживают — ломаются) засохшие пласты грязи с великов, не зная ещё, что через полчаса после выезда нас снова накроет ливень.

Прорываясь в Большое Садовое из Каралезской долины, пришлось для борьбы с заГлиниванием колёс приноравливаться идти/ехать по лесу параллельным дороге курсом. Ближе к посёлку дорога, зажатая в небольшое ущелье, превратилась в горно-селевой поток. Крутые, заросшие склоны не давали уже лесных вариантов пути, и пришлось ехать в потоке воды и грязи, низвергающимся по каменным глыбам и колеям. Ни одной фотки этого «счастья» нет — не до фоток тогда было, шла борьба со скользкой стихией. Кирилл, увлёкшись скоростью, в момент обгона Митьки убрался, продолжив спуск на спине. К счастью, без последствий.

«Слюшай, зачем лисапэд? На эти дэнги шестёру можно взять! Как чилавэк будэщь, да!»

Чтобы согреться и немного утешиться от невзгод, преподнесённых нам погодой, мы решили перекусить в небольшой кафешке в Большом Садовом, уничтожив все запасы съестного, которые смогли приготовить для нас её гостеприимные хозяева. Приготовленную еду разделили по-братски.

На моём лице — печать раздумий: «Куда и как двигаться дальше?» В том смысле, что, не пора ли изменить наш дальнейший маршрут и понежиться «на матрасе»? Ибо народ уже подустал от дождей. Даже Ольга грустила и уже не представляла нам симпатичную модель с фруктом в грациозно протянутой руке.

Так как следующий участок нашего маршрута до Новоульяновки, около десяти километров, планировался по асфальту, а дождь, как обычно, превратился в моросящий, что для нас, после перенесённых тропических залпов, уже стало означать «как бы» его отсутствие, решаем проброситься до Новоульяновки. Подзакупиться и заночевать в её окрестностях, а дальше решать по погоде.

Асфальтовое шоссе до Куйбышева превратилось в дно бассейна, вода в который дружными потоками стекала со всех склонов вокруг. Печаль! Зато велики хорошо отмылись. Всё-таки очень хорошо, что асфальт не раскисает от дождя.

В Новоульяновке мы затарились жидкой и другой провизией и весело отпраздновали появившиеся лучики солнца и воссоединение с Вероникой и Белкой (Серёга Илясов), которые где-то затерялись/ушли вперёд/отстали на шоссе.

Жизнь начинала налаживаться!

Из Новоульяновки есть несколько вариантов подъёма в сторону перевала Бечку. Для нашего трофи я выбрал дорогу, которая до урочища Подлесного на некоторых картах даже двумя линиями обозначена.

В приподнятом настроении решаем пробовать продолжать движение по маршруту, если состояние дороги позволит. А иначе, какие мы Мега? И оно (состояние), или она (дорога) позволили! Хорошо укатанный известняковый грейдер, почти асфальт, совершенно не раскис. Да по его виду, похоже, и не мог раскиснуть.

Подъём этот решаю преодолевать, используя технику «лёжа на матрасе». На пульсе, не превышающем 145 ударов. Мышцы ног — максимально расслаблены. Чтобы никакой «молочки» в них не осело! Только методичная прокачка. Они мне ещё для последующих «подвигов» понадобятся. Хотя, психологически было трудно удержаться от того, чтобы не нажать посильнее на педали, не «притопить», когда тебя все по очереди медленно обгоняют, как бы смакуя это удовольствие своей победы. Пульс не удалось удержать на 145 ударах, он предательски, медленно, удар за ударом, постепенно поднимался до 150, и ещё немного, кажется до 153. Но преодолённый подъем из Новоульяновки с набором 300 метров высоты ощущался на моём состоянии как лёгкий согревающий массаж. Первые «ушли» вперёд не более чем на минуту.

В конце грейдера шло полным ходом строительство очередного дворца с ЩИкарным видом. Может быть, когда его закончат, перекроют дорогу бетонным забором, под который не пролезешь и не объедешь как шлагбаум, который нас ждал метров через 200-300.

После шлагбаума начались «торчки» покруче. Вот тут-то я позволил своим ножкам поработать с некоторой нагрузкой, иначе было не въехать. Они тоже должны иногда получать удовольствие от победы.

Состояние дороги после шлагбаума тоже было весьма сносным: плотный грунт, почти как сухой и почти без луж.

Несколько раз останавливались и делали пробежки по лесу в поисках подходящей поляны для ночёвки. Но через пару километров дорога сама вывела нас на отличную поляну.

На дорогу стекал ручеёк, в котором мы устраивали омовения.

Гигиена — залог здоровья!
Влажный метод — быстрая альтернатива методу сублимационного отшелушивания.
Однако, сублимационное отшелушивание — практичнее и универсальнее в походных условиях, ибо возможно без воды и почти без каких-либо действий

Скорее всего, без дождей ручеёк бы пересох. Получается, и от дождей тоже есть польза.

Снова добрались до IMAXа

Ради таких картинок, открывающихся с поляны нашего лагеря, стоило сюда вкручивать!

Сегодня кинотеатр был на высоте 528 метров над уровнем моря

Ночью в лагерь заходили пара местных жителей. Не ругались. Так, поворчали немного. Козлы, кабаны или олени — неизвестно. Темно было, однако. Вероника с Белкой были к лесу, из которого они пришли, ближе всех. Им вообще везёт на ночные встречи с живностью. Но об этом чуть позже. Всё по порядку.

 

День четвёртый

Утром солнышко радует нас. Наши сборы проходят под хор лягушек, которые неистово квакают со всех сторон, как будто потешаясь над нами.

Совсем ручные

Ни дать, ни взять — фотомодель.
Посмотрите, как позирует. Для портфолио старается, не иначе.
… А глаза! … Может это царевна заколдованная?

Из всех подручных средств делаем верёвки для сушки мокрых шмоток, а также другие полезные в хозяйстве орудия.

Каменный топор велосипедиста мезозойской эры.
Многофункциональный. Рукоятка выполнена из насоса.
Можно разбивать косточки или другие предметы, а также накачивать шины

Поскольку мы поднялись выше пятисот метров, и дождя нет, решаем двигаться по маршруту дальше. Сразу после лагеря дорога, как любил говорить дедушка Силантий «раздвоЯется». Выбираем левую, нижнюю. Она ведёт себя подозрительно. Возвращаемся на правую, — которая, ведёт себя совсем ужасно: слишком круто начинает подниматься наверх и ещё больше уходит от трека. После игр с ДЖиПиэС картинками понимаю, что это дорога на гору безымянную перед горой Илька, и её лучше объезжать без ненужного набора высоты, как я и нарисовал. Поэтому сваливаемся по азимуту через лес на нижнюю, левую. Она идет почти по нарисованному треку. Нижняя дорога оказалась вполне проезжаемой и накатанной. Ну, может, пара деревьев на ней лежала.

Через километр-другой встречаем двух экстремалов на квадроциклах. Они изрядно заляпаны гавнолином, видимо, много буксовали по жиже. Едут навстречу нам по нижней дороге, хотя им-то пофиг, могли бы и по верхней тренировать свои железяки, знай только газуй.

Еще через полчаса, где-то перед горой Илька по нам вжарил очередной залп тропического дождя. Пытаемся прятаться под деревьями, быстро, как по нормативу, на время, надевая ветровки. Тут каждая секунда на счету. Чуть замешкался, и ветровку уже можно не надевать: всё равно весь мокрый.

Небо как будто испытывало нас и устраивало нам тренинг.

Как обычно всё уже происходило ежедневно, пока мы в Крыму, дождь через полчаса перешёл в моросящий, что послужило нам сигналом для начала движения. Вперёд, только вперёд. Караван назад не ходит.

Через некоторое время дорога опять раздвоЯется

Идём направо на разведку, пешком. Вся дорога от края до края заросла колючками выше человеческого роста. Осторожно просачиваемся через колючки, чтобы не порвать одежду и не повыдирать мясо из себя. Дорога, метров через сто входит в лес. Слева от дороги ещё метров через сто — мощный родник, под которым трёхметровая купель, заполненная его стоком и листьями. Наверняка он постоянный, не пересыхающий. Текен? Нет, так как перед нами слева гора Илька, а Текен за ней. Воды набрали, но не под завязку.

Дальнейшая разведка боем в составе всей группы и уже на великах метров на 700-800 показала, что дорога огибает гору Илька почти по уровню и заканчивается. Пришлось возвращаться и снова продираться через колючки в который уже раз.

Дальше едем по левой дороге, которой нет на картах и которую можно разглядеть только на космических снимках. Та, что нарисована на картах, идёт прямо через вершину горы Илька (728 м). По ней мы вынуждены были бы набрать лишние 110 метров высоты, которые пришлось бы сразу же тупо отдать. Эту левую нижнюю, обходящую горы Илька (728 м), и гору Два Татарина (736 м) южнее я высматривал на космических снимках, когда работал над треком маршрута.

Непонятно, кто придумал проложить дорогу прямо через вершину горы Илька? Дать бы ему велик со слоном, пусть хотя бы разок вторчал бы по такой дороге, сразу бы поумнел! Да даже и без слона, думаю, дошло бы.

Левая дорога скоро привела в тёмный и сырой лес. Высокие и мощные деревья почти не давали возможности для движения воздуха и проникновения лучей солнца, и дорога стала представлять собой водно-грязевые бассейны. Двигаться по ним не представлялось возможным даже в кошмарном сне. Движение по лесу в десяти-двадцати метрах от дороги, тоже было не сахар. Постоянные завалы валежника, ямы, заполненные водой, многочисленные поваленные деревья, кусты с колючками, свисающие лианы тормозили и выматывали. По лесу параллельным дороге курсом мне пришлось протопать, наверное, больше километра.

В этом месте я хотел найти переход по лесу на верхнюю дорогу, идущую вокруг высоты 708м. Такой путь был чуть длиннее, не имел лишнего набора высоты, и поэтому с меньшим уклоном. Предполагаю, что если дорога идёт вдоль обрыва и по хребту, то должна быть ещё и посуше. Всего 500 метров лесного «бруля», и мы в шоколаде. Был, конечно, риск, что часть этой дороги (около 1500 метров) до выхода на основную, наиболее часто используемую её часть, совсем заросла. Или там могла быть красная грязь — жуткая субстанция, или завалы, или какие-то другие сюрпризы.

По упомянутым выше причинам, а так же невозможности раздвоения трека, я прорисовал его по нижней дороге. Митя, наблюдая трек и совпадающую с ним дорогу, по которой мы двигались, а так же мою слегка измождённую, мокрую физиономию, был уверен: «нужно спасать группу» от этого сумасшедшего руководителя. Снять Митьку с дороги и направить перпендикулярно нашему движению в лес, можно было только обездвижив и перенеся туда на носилках. Разборки на повышенных тонах ни к чему не привели. Пришлось месить другой «шоколад», совсем не вкусный.

«Шоколад» был с орешками. Тьфу, с камушками

Колёса зверски Глинило. Мы тоже потихонечку зверели. Так, по-доброму

Наши девушки, например Вероника, — наоборот

Самый апофигей заключался в том, что нам оставалась набрать ещё 200 метров высоты, по этому «шоколаду». Но что поделаешь? Это классика Крымского жанра! От неё не уйти.

Дождь ещё как-то странно продолжал моросить: с ускорениями, переходя изредка в категорию не просто моросящего, да и с деревьев ещё капало.

По мере подъёма дорога становилась посуше, дождь кончится, и наши папарацци получили возможность сделать несколько снимков.

На фото уже почти сухой участок. Лучшие водно-грязевые бассейны остались позади

Ближе к концу подъёма торчки стали круче, но как ни странно, вкатывать велики по ним стало легче, потому что почву и грязь на таких уклонах смывало, оставались только камни. Колёса уже могли вращаться, их не заГлинивало, велик не скользил на заблокированных колёсах в сторону, и его можно уже было катить, а не тащить волоком по земле, как это делает Алан на предыдущей фотке.

«Сейчас дыхание должно переключиться.
Вместо иссякшего первого, второго или третьего… — открыться соответственно второе, третье, четвёртое….»

Чем выше мы поднимаемся, тем менее пышна растительность, меньше слой почвы, меньше земли на дороге, больше камней и она суше. Это становиться одним из наших стимулов к подъёму.

Хорошая, своевременная шутка, как стакан сметаны, добавляла сил для втарчивания.
Главное только — от смеха не падать

Последний крутой торчок подъёма делаем дружно, на «Гоп» по команде

Наверху нас ждало ещё одно Крымское «чудо» — красный глинозём. Это такая очень жирная, глиноподобная, клейкая субстанция. Не знаю точно, но, по-моему, из неё просто можно лепить кирпичи с последующим обжигом. В общем, это что-то с чем-то.

Но как бы то ни было и благодаря какой-то матери, мы выбрались наверх. Дорога почти выровнялась, и мы даже попробовали проехаться. Лучше бы мы этого не делали. Проезжаешь на хорошо «пропальцованном» и прочищенном заднем и переднем колесе всего 50 метров по, казалось бы, слегка влажной почве или по траве, и на заблокированных колёсах вновь намазано 5 кг грязи. Нет, 50 метров — это я загнул. Это в самом лучшем случае. Обычно, колёса полностью блокируются раньше. Пожалуй, для сравнения сложности походов, нужно учитывать кроме километража и набора высоты, ещё и вес грязи, намотанной на колёса. Кто бы только её взвесил?

Митьке было легче, он был на дисковых тормозах да ещё утром снял основную часть заднего крыла. Меня тоже уговаривал. Но я был твёрд и непоколебим. Однако произошедшие события меня реально заколебали, и на следующее утро я полностью снял обе части заднего крыла. Это случилось впервые за 14 лет Крымских походов на моём МТБ, не считая походов на других великах! Не в майские праздники, а 26 мая, почти уже летом! Митька снял и оставшуюся часть крыла.

Лагерь разбили на северном обрыве горного плато, не доезжая перевала Бечку, на высоте 782 метра над уровнем моря

Гору Лысая (798м.), которую нам Вадик (тоже лысый) давным-давно нахваливал, — забраковали для лагеря.
Виды замечательные, но ровных площадок для палаток без уклона и камней мы там не нашли

Слева две головы — это мы, на самой вершине горы Лысая

Также не обнаружили мы и промаркированный на ДЖиПиэС карте Комисарова родник на юго-западе под горой Лысая. Хотя на разведку ходили с ДЖипиком перед носом. За водой поэтому, нам вчетвером, в чисто мужской компании, пришлось сброситься к роднику на пустых великах, сначала по дороге вниз к перевалу Бечку, и потом ещё в сторону Плотинного на 100 метров по высоте. На роднике мы устроили обливание холодной родниковой водичкой, сопровождавшиеся нашими нечеловеческими воплями, которые, наверное, были слышны в нашем лагере.

Когда отколупываешь хорошо просохшую грязь с велосипеда, испытываешь почти такое же удовольствие, как от лопанья пальцами пузырей на упаковочном полиэтилене

КУ!

Послезавтра нам нужно будет спускаться в эту долину Бельбека и Коккозки, чтобы оттуда втарчивать на гору Сотира к Храму Спасителя. Выглядит как огромное тропическое болото.
Здорово там всё отсырело за четыре прошедших дождливых дня. Смотреть страшно.
ТРОПИКИ, ТРОФИКИ, ТОПИКИ — буквы почти одинаковые. Совпадение?

Кирилл

Ночью опять приходили местные.
Вот оттуда снизу, из пропасти они проникали в наш лагерь

Но уже не ворчали. По-тихому. Под покровом темноты. Пока я спал безмятежным сном младенца, Белка спасал моё добро от разграбления! «Всё, что нажито непосильным трудом…!»

Заслышав какое-то шуршание, Серёга мужественно выглянул из палатки и, заприметив пару наглых глазёнок в ночи, кажется с помощью шлёпанца, героически отбил мой Мега органайзинг пакет из-под шести килограммового стирального порошка LOSK, набитого другими жизненно важными пакетиками, в которых лежали совсем маленькие, и ещё более важные съестные пакетики (ну, всё как всегда; кто видел, тот знает), от наглого и безвозвратного умыкивания в пропасть. На спасённом органайзинг пакете остался чёткий компостер зубов похитителя!

 

День пятый

Утром после захватывающих рассказов Белки о ночном нашествии, я обнаружил пропажу другого не менее важного пакетика, этакого съестного продолговатого снаряда весом около двух килограмм, битком набитого курагой, изюмом, инжиром, орехами четырёх видов, а так же сникерсами, шоколадными батончиками, халвой в шоколаде и шоколадом. Знала что тырить, скотина! Учуяла вкусняку! Хорьки скрипучие! Собаки противные!

Погоревав немного, подумал, что нет худа без добра: всё полегче будет дальше втарчивать. Наверное, наши меньшие братья обо мне так позаботились, облегчая моего слоника. Ладно, пусть ребята полакомятся, а то от туристов им один только мусор достаётся, да поляны вытоптанные, с костровищами. А тут как в супермаркет сходили, такой подарок! Представляя их последовавшее пиршество и набитые тушки, а-ля кот — «Нас и здесь неплохо кормят…», сам за живот хватаюсь.

Наученные вчерашним горьким опытом, утром ещё раз почти в полном составе сбросились с перевала Бечку вниз к роднику, уже с полными баулами и залили воды «под завязку».

Впереди нас ждала гора Ялпах-Кая (864 метра). Место оказалось пафосное, при ближайшем рассмотрении. Без продолжительной фото-сессии было не обойтись.

«Поручик, молчать!»

На горизонте обрывы Бойко, гора Сотира. Скоро мы будем их штурмовать

Ребята на самой вершине Ялпах-Кая (864м)

А это вид с Ялпах-Кая вниз. Тоже обрывчик не хилый!

Серёга (Белка) занял выгодную позицию фотоохотника.
Едва заметная красная точка внизу, на обрыве — это мы.
Такие махонькие в этих горах, просто песчинки, молекулы!

Развилку на Кутлер-Богаз, мы не нашли. Видимо, немного проскочили её. Потом остановились, по ДЖипику, поискали немного, возвращаться не стали — торопились куда-то, да и «примета плохая». В результате, ещё немного спустившись, оказались уже в зоне отсечки ущельем истока реки Усунджа, через которое можно было удобно перескочить только у самой метеостанции на высоте около 650 метров над уровнем моря, куда мы и сбросились. Несильный дождь слегка покапал полчасика. Без него как-то уже и день — не день, как будто чего-то не хватает.

На метеостанции нас ждал пивасик

Мы немного посидели, расслабились

Алан. Почему-то вместо пива пьёт простоквашу

Вокруг из-за горных хребтов устрашающе выглядывали свинцовые тучи, заряженные тропическими залпами.

Пивасик быстро кончился,

и я пошёл на разведку, которая увенчалась покупкой последней, из сусеков, неполной бутылочки лечебной самогонки и заказом яичницы на всю команду,

к которой радушная хозяйка Людмила Владимировна нашла потом домашний творог и жёлтую Крымскую сметану. Всё завершилось чаем с кизиловым вареньем. Продукты все домашние, произрастающие в горно-заповедном месте.

В общем, «червячка заморили» на славу

Бюджет — смешной! Практически всё бесплатно! А могли бы, так и просидеть, несолоно хлебавши на одном пивасике. Записали телефон на будущее. Теперь можно будет заказывать настоящий «FULL LUNCH» заранее, чтобы к подкату всё уже дымилось готовенькое. А сэкономленное время использовать для послеобеденного отдыха.
Ещё бы прикольнее было с доставкой на Кутлер-Богаз, чтобы не падать на 350 метров вниз

Дождь так и не начался, поэтому к вечеру решили двигаться дальше по маршруту, от которого мы немного отклонились, и вторчать наверх. Заталкивать велы по почти негрязной, каменистой и достаточно крутой дороге, после еды было немного тяжко.

Белка решил попробовать немного «потанцевать» с моим слоником на подъёме. Так сказать, познакомиться поближе. Я опасался, что такая непривычная и тяжеленная по сравнению с его велом конструкция опрокинется и раздавит его, как слон, упавший на белку. Но всё обошлось, Серёгу только шатнуло пару раз в сторону от края до края дороги, как с партнёршей из другой весовой категории, а потом всё пошло как по маслу. Смотреть со стороны, как Белка вальсирует со слоником наверх, мне было стрАшно. Я очень волновался. Происходящее, вроде, было очевидно, и в то же время — невероятно.

После моего — с розовым пассажиром, Серёгин велик с небольшой торбой на багажнике показался мне пушинкой. Выполняя классическую «поддержку», я посадил его на плечо и вбежал с ним наверх метров пятьдесят или сто. На четвёртый ярус? Нет, гораздо выше! Такой «балет» мне очень понравился, так что придётся ещё думать и думать, как подсушить слоника, до балетных кондиций.

Ужин и завтрак опять в IMAXе

Лагерь разбили на «Лошадкиной» полянке, рядом с краем обрыва, как мы любим

По прямой, от лагеря до метеостанции было около километра; по разнице высот — чуть больше 200 метров. Над уровнем моря — 863 метра.

Весь вечер чёрные тучи ходили кругами.

За хребтом в Большом Каньоне сверкало и грохотало.

На нас так и не полило. Всё выливалось в Большой Каньон. Что, однако, через пару дней нам предстояло месить.

Логистика пакетиков.
Хотя питательный снаряд наши братья меньшие умыкнули,еды ещё немного осталось,
с голодухи не помрём!

 

День шестой

Свернув лагерь, мы без особых проблем и приключений, объехав шлагбаум со страшными табличками про установленные шипы и штраф в 510 гривен, доехали до Чайного Домика. Остановились метров в двадцати левее въездных ворот на территорию кордона, чтобы не «светиться» лишний раз, так как дальше маршрут шёл налево к водопаду Серебряный. И тут мы наблюдаем следующую картину: Подъезжает Белка, последним. Упирается в ворота и начинает, как зомби в них просачиваться. Панорамное зрение напрочь выключил. Нас в упор не видит. Мы все начинаем хором ему кричать! Бесполезно! Три недели назад он здесь пешку ходил, маршрут лёг на подкорку. И видимо, на автопилоте, думая, что он нас сейчас вот-вот догонит, Серёга спешил на короткую и крутую пешеходную тропу вниз. В этом месте наш маршрут плавно поворачивал по дороге на 180 градусов, и ему сложно было догадаться о таком неожиданном манёвре. Хорошо сообразил вернуться, не заметив на тропе наших следов. Опять дождь помог — по сухому следов не остаётся.

Дорогу от Чайного домика вниз слегка размыло прошедшими дождями. Но не до степени заГлинивания колёс. Ехать можно было почти без проблем.

Посредине дороги почти постоянно шло русло стока, не давая нам разогнаться до третей космической скорости

«СЛЮШАЙ… ты НАЛЭВО не РУЛЫ, направо ТОЩ не РУЛЫ, а то УПАДЁЩ, совсем ПИЛАХОЙ БУДЫЩ!»

Самый «вкусный» участок дороги — «бруствер» вдоль обрыва.
Сухой, хорошо утоптанный пешеходниками, не раскисший.
Но ехать по нему нужно было «по струночке».
Да ещё какие-то «нехорошие люди» понавыкапывали глубоких стоков поперёк.
Перепрыгивать через них со слоником было стрёмно: можно было запросто колёса «заквадратить» или «зачипсывать», или сделать «стойку на переднем колесе», с последующим штопором вниз по склону, в который, вообще-то, легко можно было войти в любой момент и без прыжков через стоки

Юсуповское озеро

Много раз проезжал мимо водопада Серебряный, и наконец, впервые дошёл него.
По тропе вдоль реки метров пятьсот от дороги

Красиво, однако!

Ков

ВАУ!

После фотосессии на водопаде мы понеслись дальше вниз. Навстречу неспешно поднималось множество пешеходников с огромными рюкзаками. Здорово все они наддрессировались своё монотонное, на автопилоте топанье наверх, мгновенно переключать на катапультирование с дороги. Не успеешь свистнуть — полсекунды, и никого уже нет. Действительно, наверное, страшновато, когда кто-то вдруг неожиданно несётся на тебя сверху под сорок, с огромным слоном на багажнике, только камни выстреливают из-под колёс в разные стороны. Не нужно иметь богатое воображение, чтобы представить последствия столкновения с идущим навстречу человеком, который тоже несёт на плечах огромный рюкзак.

Раньше по этой дороге мы прямо на территорию ресторана заезжали. Теперь хозяева построили очередной корпус, и к столикам уже не подкатишь. Пришлось через дорогу заезжать.

Ресторан мы, естественно, просто так проехать не могли, и после плотного обеда, переправившись по пешеходному мостику через Коккозку, обнаружили там двух охранников в камуфляжной форме. Они собирали деньги за вход в Большой Каньон Крыма: «Чтобы дальше не проваливался!». С нас они денег не взяли, так как мы сообщили, что едем в другую сторону после подъёма на Юсуповскую тропу. Охранники рассказали нам, что мы там не проедем и не пройдём. «Ха, ха!» Может и денег не взяли потому, что типа знали: всё равно мы через полчаса вернёмся? «Ха, ха!» А может, по нашему виду поняли, что, кроме круга от бублика, им от нас ничего «не светит». Ещё они сообщили нам, что магазин в Нагорном в пять закрывается, поэтому мы сегодня в него не успеем. «Ха, ха!» Магазина в Нагорном вообще нет и, возможно, никогда не было. В общем, ребята оказались — «знающие».

Набираем воды в Коккозке «под завязку». Оказалось зря: Юсуповскую тропу пересекает хорошая, горная речушка с чистейшей водой, и ещё несколько ручейков.

Вполне вероятно, что я по этой самой Юсуповской тропе в 1998 году спускался с пустым слоником до самого Соколиного, после неудачной, по времени, попытки подняться в одиночку из БКК на гору Бойка (1087м.) и успеть до пяти вернуться на турбазу Орлиный Залёт, пока остальные члены нашей команды лазили, тоже с пустыми великами, а кто-то и вообще без великов, по дну Большого Каньона. Ручейки помню, но ДЖипиков тогда не было, только карты-схемы (рисунки такие, совсем смешные) и компас, да и давно это было, поэтому закладываться на это нельзя было.

Начинаем втарчивать на Юсуповскую тропу. Вначале подъёма понаклали брёвен, которые «для пешеходов хорошо, а для велосипеда — смерть». Ибо каждое бревно упирается в колесо и тормозит, поэтому приходится, велик катить сбоку по неутоптанной земле. Вся полезная работа пешеходов по утаптыванию дорожек «пропадает» теперь в брёвнах.

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда! Потом были скользкие корни

Немного тёмного, пористого «шоколада» Немного «нОсинга»

Круглое — катить! Квадратное — тащить!

Наконец, завершающий групповой танец с криком «Ы!»!
Вот и весь рецепт. Нервных просим удалиться!

Вообще, с этим участком маршрута я немного «лопухнулся». Торопился уже в конце с треком.

Было бы, наверное, лучше подняться по шоссе, съехать с него к Коккозке, перейти её вброд и оказаться почти на Юсуповской тропе. Дрожек и тропок по этому варианту на картах нет, но я их помню, и даже проезжал по ним в седле с пустым слоником. Набирать высоту по асфальту гораздо легче. С другой стороны: Коккозка не мелкая, однако, и всегда холодная — 8 градусов.

Вопрос: что легче? Имеем: по асфальту набор около 150 метров + по грунту ещё 20 метров (крутого подъёма только 10 метров) + переправа; против 100-метрового торчка после пешеходного мостика, на котором только последние 50 метров крутые. Ну, да ладно. Как-нибудь попробуем альтернативный вариант. Возможно, он будет легче, но не очевидно. Так что, строго говоря, может я и не «лопухнулся».

Юсуповская тропа вполне проезжаема в седле. Кстати, на удивление была сухой, так как представляет собой сингл трек, прилепленный к крутому склону. Воде на ней просто негде задерживаться. С десяток поваленных деревьев, которые здорово раздражали. Эти двое охранников внизу вместо тупого стояния, за полдня с бензопилой, без особых усилий легко могли пропилить четырёх-километровую тропу. Тогда бы и мы с удовольствием заплатили за проезд по ней с ветерком.

Однако, на Юсуповской тропе есть один хаотический завал деревьев с сильной эрозией почвы, и вот эта переправа по камням через небольшой ручеёк. Мечта триальщиков!

«И там, где светится река у тихой рощи,
Соединяет берега седой паромщик.

Разлук так много на земле и разных судеб,
Надежду дарит на заре паромщик людям.
То берег левый нужен им, то берег правый,
Влюбленных много, он — один,
Влюбленных много, он — один у переправы.

Струится время без конца у тихой рощи,
Венчает юные сердца седой паромщик.»

«Так, други мои! Это переправа или перетягивание велосипеда?
Отдайте жёлтого!»

С Юсуповской тропы километра через три мы должны были уходить вправо. Поворот — еле приметный и все, кто был впереди, пролетели его, покатив на резкий сброс высоты к Соколиному. Пришлось твёрдой рукой возвращать всех на путь истинный. «Пора вводить расстрелы». Догоняя их, мы немного проскочили наш поворот направо. Возвращаться не стали — «плохая примета», свернули по другой дорожке. Но она метров через сто-двести растворилась. Возвращаться на нужный поворот не хотелось, поэтому пришлось выкарабкиваться попендикулярно наверх, метров тридцать по высоте, пока не вышли на нужную дорогу, по которой чётко шёл нарисованный трек.

Через некоторое время дорога превратилась почти во вспаханное поле.

Земля была замешана с разнокалиберной галькой, палочками, шлаком…
Что тут было? Массовая вырубка или подготовка площадки под строительство?

Колёса здесь «заГлинивало» даже без крыльев. С крылом частенько спасал задний ход, с помощью которого удавалось вытолкнуть глину из-под заднего крыла. Теперь задний ход приводил к тому, что комок грязи, намного больший, чем с крылом, поднимался из области вибрейков, удерживался перекладинами багажника, тормозился и окукливался, превращаясь в полноразмерный бейсбольный мяч. Велик «Глинило» теперь в обе стороны. При движении с таким гавнолиновым бейсбольным мячом, лежащим на колесе и трущим по нему, возникали такие звуки, как будто камушки или палочки, торчащие из него, пропиливают покрышку, и она вот-вот рванёт. Звуки не прекращались, даже при длительной езде вниз, когда приходилось ещё и педали крутить, как будто в гору едешь. УжОс.

Нервы у меня не выдерживали (второй запасной покрышки не было), и я всё время останавливался, пытаясь прочистить грязь. Но её теперь было такое количество, что она начинала уже приподнимать велорюкзак, и вытащить её было невозможно. В общем, кошмар! Слава Богу, скоро мы встали на ночёвку.

Маршрут мы немного подкорректировали, ибо ехать по такой развороченной дороге, сохраняя уровень высоты в Нагорное/Богатырь, не имело смысла. Решили, что лучше и легче упасть по хорошему грунту на асфальт, отдать 120 метров высоты, а потом добрать её по асфальту до Богатыря. Тем более, что пора было в магазин зайти, ибо от Новоульяновки уже четыре дня получалось без пополнения запасов провизии.

Как обычно ночуем в IMAXе. Сегодня не высоко, всего 357 метров над уровнем моря.

Где-то я такое уже видел. Дэ’жавю?

Нет. Это Мега каньон, промытый в скалах Белбеком за миллионы лет.
Благодаря своим гигантским размерам, выглядит с разных точек зрения почти одинаково

 

Часть вторая