Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Ливеровский Леонид
Лунные пейзажи земли. Исландия.(Автофотопоездка без велосипеда. Первая редакция.)
Все собираюсь сделать вторую редакцию - добавить фотографий, но все никак руки не доходят.
Начало.Решение, что за геологическими и ландшафтными диковинками на фотоэтюды нам, жителям Москвы, следует ехать именно в Исландию, утвердилась окончательно после сравнения цен и инфраструктуры в Исландии и на Камчатке. По продолжительности перелеты сопоставимы, цены на туруслуги на Камчатке почти сравнялись с Исландскими, но в Исландии есть какие-никакие дороги, главное ее преимущество. Недостаток один – нет совершенно нетронутых цивилизацией мест, как на Камчатке, но туда добраться можно только на вертолете. Возможность взять автомобиль на прокат, желание совершать пешие прогулки, но налегке, что вкупе с возможностью провести в интересующем тебя месте столько времени, сколько захочется, а не быть привязанным к вертолету или программе пребывания организованного тура окончательно определило наш выбор – в Исландию «дикарем». Исландия – и по европейским меркам дорогая страна. Поэтому от услуг Российских турагенств, организующих индивидуальные туры Fly&Drive пришлось отказаться – они не организуют туры с частью ночевок в кемпинге в своих палатках, что мы планировали для уменьшения бюджета и увеличения мобильности и гибкости. Организовывали все самостоятельно через интернет. Самой большой проблемой оказалась исландская виза, поэтому поездку пришлось отложить на год. Сезон, когда в Исландии открыты все дороги короткий – с июля по август. А мы начали прорабатывать получение визы слишком поздно - в апреле. Наконец, к лету 2008 года все было готово – разработан маршрут на 10 дней, заказан маленький, но настоящий джип Suzuki Jimney - на двоих как раз. Забронированы 6 ночевок из 10 в отделных комнатах в гостевых домах и гостинице. Остальное планировалось решать на месте – или палатка или турприют. Дороги.Почти все исландские диковинки – гейзеры, геотермальные источники, вулканы, лавовые поля, ледники доступны на автомобиле плюс прогулка пешком налегке, не нужен ни вертолет, ни многодневная пешая заброска со всем снаряжением в тяжелом рюкзаке. Все достопримечетельности, входящие в стандартные туристские маршруты, расположены недалеко от кольцевой дороги (Ring Road) в большинстве своем заасфальтированной и опоясывающей весь остров. Проходит она в основном недалеко от побережья и составляет кольцо длиной около 1300 км. Много интересных мест расположены во внутренней Исландии, через которую стандартные туристские маршруты не проходят. Все дороги во внутренней Исландии (и достататочно много дорог рядом с побережьем) грунтовые. В основном - это камни и песок, хотя встречается и глина. Основное препятствие, с которым приходится сталкиваться летом – броды, которые могут оказаться непреодолимыми, если уровень воды поднимется из-за дождей или интенсивного таяния ледников. Переправа на дороге F88. Зимой же основное препятствие – глубокий снег. Поэтому у Исландцев популярны специально подготовленные джипы с очень высоким клиренсом и широкой резиной. Типичная исландская машина. Юридически на грунтовых дорогах имеющих обозначение, начинающиеся с буквы F, страховка распространяеся только на внедорожники, не покрывая при этом поломки от преодоления бродов. Однако, фактически по большинству таких дорогог можно было бы перемещаться и на обычной легковой машине, если бы не броды, представляющие серьезное (иногда и непреодолимое) препятствия для легковой машины. Даже джипчик Suzuki Jimney низковат для того, что бы уверенно себя чувствовать, преодолевая реки. Во внутренней Исландии есть дороги, по которым рекомендовано отправляться в путешествие не менее, чем двумя специально подготовленными внедорожниками. Перед отъездом просят зарегистрироваться у рейнджеров, по выезду - сообщить тоже. Это, например, участки дороги F910, проходящие в высокогорной части внутренней Исландии. Мы по ней ехать не рискнули. В среднем в туристкий сезон по дорогам внутренней Исландии проезжает 60-80 машин в сутки. Во внутренней Исландии постепенно строят мосты через самые сложные реки. На 2008 на дорогах, по которым мы ездили (F26, F88, F902, F910(частично), F923, F215, F218) в сухое период не было бродов труднопреодолимых на неподготовленной Suzuki Jimney на всесезонной резине. Однако, в случае затяжных или сильных дождей проблемы были бы на дороге F26 (1 брод), F88 от кольцевой до Askja (2-3 брода). Когда и какие дороги открыты для проезда можно узнать на сайте дорожной администрации. Проживание.Путешествуя по Исландии, очень хорошо иметь возможность не привязываться к ночевке в цивилизованных условиях – для этого надо взять с собой обязательно спальные мешки и палатку. Если не забронировать заранее, в сезон ночевку под крышей в Исландии не найти. Благоприятный для путешествий сезон очень короткий, от силы два с половиной месяца. Видимо, поэтому, гостиниц в Исландии немного, и стоят они заметно дороже, чем в континентальной Европе, где загрузка гостиниц равномернее. Самые распространеные виды размещения, кроме гостиниц, в Исландии – это гостевые дома (Guesthouse), фермы и кемпинги. Понятно, что в кемпингах ночуют в своих палатках, в гостевых домах и на фермах – удобства не в номере. Неожиданным было то, что в сезон разместиться не только в отдельном номере без удобств, но даже «без белья» (в своем спальном мешке – Sleeping bag accomodation) в комнатах на 4 -20 человек не удасться, если не забронировано заранее. Во внутренней же Исландии, кроме возможности поставить палатку или остановиться в турприюте, других вариантов ночлега нет. Полезные сведения.В Исландии очень распространены банковские карты. Расплатиться ими можно практически везде, кроме части кемпингов и ферм, а на многих бензоколонках вообще нельзя заправиться бензином без пластиковой карты. По всей стране парковки и туалеты у интересных мест бесплатные. Вдоль дорог расположено много мест для отдыха, оборудованных информационными стендами, столом и лавками. Однако, если вам понадобится какая-нибудь мелочь типа батареек, или вы не дай бог захотели перекусить, то не ищите киосков и «едален» рядом с природными достопримечательностями и в национальных парках. Там их нет. Может быть прекрасный информационый центр с картами, схемами, стендами с историей и геологией. Но максимум на что можно рассчитывать, кроме карт и буклетов – чашка кофе по половине цены бизнес ланча в Москве. Зато никакой ореховой шелухи и бумажек от мороженого вокруг. За всем надо ехать в поселок или город, или запасаться заранее. Перекусить в стиле «быстропита» можно и на бензоколонках, но и там трудно найти круглосуточный магазин. Общественное питание в Исландии дорогое. Ресторанов, кафе и точек быстрого питания мало. Это не касается двух крупнейших городов – Рейкявика и Акурейри Akureyri, где выбор большой, но цены все равно кусаются. Самые дешевые сети супермаркетов Bonus и Strax предлагают ограниченный ассортимент без разносолов, но зато по умеренным ценам. Алкогоголь, кроме макетов пива в 2.2 градуса, продается только в специальных магазинах Vin Buð, которые работают ограниченное время и закрыты по воскресеньям. Цены там просто космические – 0.7л Столичной водки стоил под 1000 рублей. Сухой закон был в Исландии с 1912 по 1933, но запрет на продажу пива крепче 2.2 градуса просуществовал до 1 марта 1989 года. Первое марта с тех пор широко празднуется исландцами как «день пива», но государственным праздником он до сих пор не стал. Ввозить в Исландию алкоголь можно по 1 л крепкого (от 22 до 79 градусов) и одному литру вина на человека старше 20 лет. Или 6 л пива и 1 л вина или 2 л вина. Продуткы можно ввозить в количестве до 3х кг на сумму не более 13000 крон, кроме сырых яиц, сырого и копченого мяса, колбасы и сырых молочных продуктов, чем можно воспользоваться в целях экономии. Снаряжение.Мы брали с собой полный набор снаряжения на типично исландскую погоду: мембраные штурмовые куртки, флисовые куртки, треккинговые ботинки, теплые и непромокаемые штаны. И первую неделю страдали от отсутствия легкой летней одежды… Нам повезло. Такого жаркого лета, как в 2008 году там не было лет 50. По приезду температура днем достигала +28 при безоблачном небе. На вторй неделе путешествия все вошло в норму – облачно, ветренно, временами накрапывает дождь, температура +10. Палатка, теплые спальные мешки и самонадувающиеся коврики, набор посуды и бензиновая горелка, плюс консервированная говядина микояновского завода –только мясо без жира (это не тушенка), крупы и концентраты супов – все это упаковывалось в два рюкзака. Фотоснаряжение – пленочный аппарат PENTAX MZ-S, объективы PENTAX 31/1.8 Lim, 43/1.8 Lim, 100мм Macro, SIGMA 20/1.8, штатив. Пленки FUJI Provia 100 и ASTIA 100, 200. Пленочный фотоаппарат был выбран, что бы не отвлекатся от наслаждения общения с природой и страной на разглядывание и отбор цифровых фотографий на экране цифрового фотоаппарата. Еще одна причина - хотелось сделать фотоальбом о путешествии, пленка стимулирует этот процесс. Хочется увидеть результат, для этого надо побыстрее проявить пленку и сделать контрольки. На контрольках видно не очень хорошо, спешишь напечатать размером побольше.... Так и выходит альбом. Цифровые же фотографии оседают файлами на диске на годы и месяцы, во всяком случае у меня. Маршрут.Мы планировали ландашафтно-геологическую фотопоездку. Маршрут был спланирован так, чтобы увидеть и сфотографировать основные интерсные ландшафты, как на основных туристских маршрутах, так и во внутренней Исландии, если позволит погода. Из-за нехватки времени северо-западную часть острова решили не посещать. Исландия расположена у самого полярного круга, поэтому там «режимное» время длится пракически целый день, если вам повезло, и вы увидели солнце. Прибыли мы в Рейкявик на самолете из Хельсинки уже ночью, и были приятно удивлены, что аэропортовый экспресс не только довозит от аэропорта до автовокза (это 50 км), но и развозит туристов по гостиницам за цену билета (16 евро). «Золотое кольцо».Наутро, получив машину, которую мы заказали пригнать к гостинице, мы, не задерживаясь в городе, начали поездку со стандартных достопримечательностей «золотого кольца» Исландии, которые можно посетить на любом типе автомобиля. Thingvellir park
В «Золотое Кольцо Исландии» в частности входит парк Thingvellir (Þingvellir), где заседал еще 1000 лет назад прообраз первого европейского парламента и долина гейзеров, где находится гейзер Geysir, давший название всем остальным гейзерам в мире. Кстати, последние десятилетия он работает крайне нерегулярно. Находящйся же рядом гейзер Strokkur извергается как часы каждые 5-10 минут на радость туристам. Гейзер Strokkur. Рядом с долиной гейзеров расположен водопад Gullfoss. Водопад Gullfoss. После осмотра основных достопримечательностей «золотого кольца» мы пересекли всю Исландию поперек по не используемой стандартными турами дороге F26, наслаждаясь абсолютно пустынными и безжизнеными почти «лунными» пейзажами, которые иногда перемежаются редкими озасиами растительности, расположенными у рек. Ночевали в палатке на ферме.
Пейзажи вдоль дороги F26 -sprengisandur route.
Дорога F26 - sprengisandur route. Ехали по каменной пустыне, где на протяжении 300 километров нет никакой цивилизации. Нашей целью был район очень живописного озера Myvatn крайне интересный с туристкой точки зрения своими вулканическими ландшафтами. По дороге к озеру мы заодно осмотрели малопосещаемый, но очень интересный водопад Aldeyarfoss, расположенный рядом с дорогой F26. Водопад Aldeyarfoss Район озера Myvatn.
Само озеро очень красиво смотрится в окружении вулканических ландшафтов. Недалеко от озера находится много интересного: водопад Godafoss, кальдера Vik, геотермальная электростанция на 60 Мегаватт, геотермальная зона Hverarond, национальный парк Jökulsárgljúfur, вулкан Krafla, который извергался в 90-годы. Некоторые участки лавы до сих пор горячие. После «Золотого кольца» - район озера самое популярное туристское место. Бронируйте места за несколько месяцев!
Водопад Godafoss. Вулкан Krafla. Геотермальная зона Hverarond. Кратер Vik.
Национальный парк Jökulsárgljúfur.Национальный парк Jökulsárgljúfur, основу которого составлят каньон реки Jökulsá a Fjöllum (ледниковая река с гор) образовавшийся, как считают ученые, несколько тысяч лет назад, за одни сутки во время катастрофического наводнения, вызванного вулканическим извержением под шапкой ледника. Такого типа наводнения имеют в исландском языке свое название – Jökulhlaup. Небольшие наводнения случаются раз в 10 лет, большие 2 раза в столетие. Последнее большое наводнение было 5.11.1996, которое разрушило несколько мостов на кольцевой дороге и саму дорогу на некотором протяжении.
Базальтовые останцы (каньон реки Jökulsá a Fjöllum). В каньоне реки находитя цепочка красивейших водопадов.
Внутренняя Исландия.Далее наш путь лежал во внутренную Исландию по дороге F88 через множество бродов по каменистым и песчанныим дорогам к кальдере Askja и ледяным пещерам Kverkjokull и далее в город город Egilsstaðir. В этих суровых местах тренировались американские астронавты при подготовке полета на Луну. Jokulsargljufur - вулканический ландшафт около дороги F88. Кальдера Askja находится в центральной части Исландии на высоте около 1000 метров, диаметром она около 3-х километров и образовалась недавно - в 1875, во время очень сильного извержения, вулканический пепел которого ветром донесло аж до северной Европы. В кальдере сейчас находится глубочайшее озеро Исландии – 217 м. Извержения продолжаются и поныне, последнее случилось в 1961 г (темная лава на фото). Сама же кальдера Askja находится внутри другой значительно более древней кальдеры диаметром около 15 км – невозможно себе представить, что подобная катастрофа может повториться в Исландии в любой момент. Кальдера Askja. Кальде́ра— циркообразная впадина с крутыми стенками и более или менее ровным дном, образовавшаяся вследствие провала вершины вулкана и в некоторых случаях прилегающей к нему местности. От кратера кальдера отличается происхождением и большими размерами (в поперечнике до 10—15 км и больше). Рядом расположен кратер Viti, на дне которого находится геотермальное озеро (25С) – туристы в нем купаются на исландский манер – голышом. Кратер Viti. Ночевали в турприюте, на полу на матрасах в своих спальных мешках, но и этой роскоши может вам и не достаться, если не окажется свободных мест, тогда придется ночевать в палатке. (В этих краях и в самое теплое время года, температрура может упасть ниже ноля.) Ледяные пещеры Kverkfjöll находятся километрах в ста от Askja, и протоплены горячими источниками в самом большом леднике страны Vatnajökull.( Ватнайёкюдл) Пещеры очень динамичны – потолок обрушивается, они постоянно меняют свои размеры и могут в одночасье исчезнуть – ледники последние годы отступают. Ледяные пещеры Kverkfjöll. Южная Исландия.Насладившись пустынными лунными пейзажами внутренней Исландии, мы постепенно спускались ближе к морю, где в городе Egilstadir мы собирались почистить перышки – там у нас была забронирована настоящая гостиница. Продвигаясь к мору, мы неожиданно поняли, что кроме полно отсутствия растительности, животных и птиц, во внутренней Исландии почти нет и запахов, когда вышли из машины размятся и вдохнули морской воздух полной грудью. Далее наше путешествие пошло по кольцевой дороге к своему завершению. Старая лава радом с кольцевой дорогой. Посмотрели мекку туристов лагуну с айсбергами Jokulsarlon, черные песчанные пляжи Reynisfjara и скалы Dyrholaey в районе поселка Vik. По дороге заехали в национальный парк Skaftafel, где совершили пешеходну прогулку на ледник Vatnajökull.( Ватнайёкюдл). Лагуна с айсбергами Jokulsarlon. Черные песчанные пляжи и скалы Dyrholaey. Так незаметно путешествие подошло к концу. Это были незабываемые дни общения с суровой, но по-своему прекрасной природой Исландии.
Справочный раздел.Маршрут.(примечание тип дороги – А – асфальт, Г – грунт).
Бюджет на двоих (2008 год).
Исландия - компиляция из разных энциклопедий.Исла́ндия, официальное название Республика Исла́ндия (исл. Lýðveldið Ísland) — островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании) у самого полярного круга. Название страны буквально означает ледяная страна. Расположено на одноименном острове, втором по величине в Европе (и нескольких небольших островах). Северная точка Исландии достигает Северного полярного круга, а южная, в 306 км. от нее, расположена на широте 63 градуса 24 минуты с.ш. Протяженность острова с запада (13 градусов 28 минут з.д.) на восток (24 градуса 32 минуты з.д.) 480 км. Площадь страны 103 тыс. кв. км. Население Исландии составляет 312.872 чел.(по данным на декабрь 2007). Национальный состав однороден: свыше 95% составляют исландцы— потомки скандинавов, говорящие на исландском языке. Средняя плотность населения — около 3 чел. на 1 кв. км. Около 60 % жителей сосредоточено в юго-западной части страны (Рейкьявик и его окрестности), 20% территории страны не заселено. Климат Климат в Исландии весьма однородный— зима тёплая (примерно соответствует зиме степного Крыма, лето очень и очень прохладное (холоднее, чем в Мурманске). На погоду в Исландии влияют два течения (теплое Гольфстрима и холодное Восточно-Гренландское) и арктический дрейфующий лёд, который скапливается на северном и восточном побережьях. Июль и август — самые тёплые месяцы (в Рейкьявике в июле — +11 °C, в январе — 0 °C). Тёмное время длится с середины ноября до конца января. Прибрежные воды свободны ото льда в течение всего года. Погода в этой стране резко меняется, иногда в течение суток, что зависит от прохождения циклонов в восточном направлении через Атлантический океан. Исландская поговорка гласит: «Если вам не нравится погода, подождите пять минут». Среднее годовое количество осадков составляет 1300–2000 мм на южном побережье, 500–750 мм на северном и свыше 3800 мм на открытых к югу склонах Ватнайёкюдля и Мирдальсйёкюдля. Ландшафты и геология. Исландия— самый большой остров вулканического происхождения. В геологическом отношении Исландия – молодая страна, образовавшаяся в результате вулканических извержений за последние 60 млн. лет.Через всю страну с севера на юго-запад простирается обширная зона тектонического разлома, ландшафты, которой образовались в результате подводных вулканических извержений. К этой зоне, приурочено большое число вулканов, из них 20 извергались уже после заселения страны, которое произошло в IX веке н.э.. В Исландии представлены почти все типы вулканов, встречающихся на Земле. Наиболее характерны цепочки кратеров, возникших в результате извержений вдоль трещин и разломов. В 1783 во время извержения вулкана такого типа Лаки, находящегося юго-западнее Ватнайёкюдля, образовался крупнейший из наблюдавшихся на Земле в историческое время лавовый поток. Он покрыл площадь 570 кв. км. С вулканической деятельностью тесно связаны горячие источники, рассредоточенные по всей стране (их насчитывается более 250). Из фонтанирующих источников наиболее известен Большой Гейзер, название которого стало нарицательным для всех подобных образований. В Исландии широко используется энергия термальных источников. 85% населения живет в домах, обогреваемых их водами. Кроме того, теплая вода подается в многочисленные теплицы и плавательные бассейны. Береговая линия Исландии имеет протяженность ок. 5 тыс. км. На северо-западе, севере и востоке скалистые берега расчленены многочисленными заливами, фьордами и островами. Во внутренние части многих фьордов заходят крючковидные галечниковые косы, которые защищают естественные гавани от штормов, дующих со стороны Атлантического океана. На таких косах часто располагаются прибрежные города и поселки. Юго-западные и южные берега Исландии – песчаные, выровненные; естественные гавани там отсутствуют. Ледниковые шапки и другие ледники занимают площадь 11 900 кв. км. Самая крупная из ледниковых шапок, Ватнайёкюдль площадью 8300 кв. км, расположена на юго-востоке Исландии. Здесь же находится высшая точка страны Хваннадальсхнукюр (2119), представляющая собой поднятый край кальдеры вулкана Эрайвайёкюдль. Другие крупные ледниковые шапки – Хофсйёкюдль и Лаунгйёкюдль во внутренней части острова и Эйяфьядлаёкюдль и Мирдальсйёкюдль на юге (покрывающие действующие вулканы). Благодаря обилию осадков в Исландии много довольно крупных рек, но они несудоходны. К югу от Ватнайёкюдля реки разветвляются на рукава, часто меняющие свое положение. Это серьезное препятствие для транспорта. Во время подледниковых вулканических извержений и при прорыве ледяных плотин на приледниковых озерах огромные массы талых вод вызывают бурные паводки на реках. Самые крупные озера Исландии – Тингвадлаватн и Тоурисватн. Растительность. Менее 1/4 территории страны покрыто растительностью (против 2/3 во время заселения страны 1100 лет назад). Обширные внутренние плато почти целиком лишены растительного покрова. В составе растительности преобладают мхи и травы. Древесные растения еще недавно занимали всего 1% площади. Это в основном березы, обычно имеющие искривленные стволы из-за сильных ветров. В последние годы местами созданы значительные насаждения хвойных пород. Видовой состав фауны Исландии беден. Во время заселения страны там был только один вид наземных млекопитающих – песец. В конце 18 в. были интродуцированы северные олени. Кроме того, на остров были случайно завезены мыши, крысы и норка. В Исландии гнездится ок. 80 видов птиц. На горных озерах и реках обитает множество лебедей, уток и гусей, а на морском побережье обычны чайки, крачки и др. В озерах водится форель, а в реках – лосось. В прибрежных водах встречаются два вида тюленей и некоторые виды китов. Здесь находятся места нагула и нереста рыб (до 66 видов). Наиболее важное значение имеют треска, морской окунь, пикша, палтус, а также креветки.
Copyright 2009 Ливеровский Леонид
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |