Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

По следам Кутузова

(Дунайская велодорога)

Тур Хердал

Тур Хердал

Дунайсуая велодорогаДунайская велодорога,  Donaueradweg -  один из самых примечательных  велосипедных маршрутов Европы.   Широкая асфальтовая лента берет начало в Баварии, следует по  берегам  главной реки Европы, проходит через три столицы – Вену, Братиславу и Будапешт и в конце концов исчезает где-то на подходе к не сильно велосипедизированной  Румынии. Можно ехать и в обратном направлении, от Будапешта:  в обоих вариантах уклон от падения Дуная не ощущается. Гораздо большее значение имеет ветер, а господствующие  ветра в Европе летом - западный и юго-западный.

Я начал путь по Дунайской велодороге в баварском Регенсбурге. Сейчас этот город небольшой, а когда-то был значительным. В Регенсбурге  был принят в масонскую ложу молодой Кутузов,  будущий спаситель России. Никакого влияния на последующую жизнь Михаила Илларионовича масонство не оказало.   В то время масонство было светской условностью, символом принадлежности к хорошему обществу (вспомним, хотя бы, как Толстой высмеял  масонские игры Пьера Безухова).

ДунайИз-за Кутузова я и начал с Регенбурга, куда приехал из Праги. В путешествиях юности для меня важен был азарт преодоления пространства. Теперь, путешествуя в координатах  географии,  я ловлю себя на том, что на самом деле путешествую в истории.  Дунайская велодорога – это, конечно, комфортабельный асфальтовый променад от отеля до отеля или от кемпинга до кемпинга.  Но для меня, прежде всего, это путь по следам Кутузова.

В Регенсбурге  никто не помнит о Кутузове (его в Европе невысоко ценят, поскольку люди вообще не уважают полководцев, предпочитавших воевать малой кровью). Я на это не обиделся, прокатился по историческому центру, подкрепился традиционными регенсбургскими колбасками с тушеной капустой и начал свой путь по левому берегу Дуная.  Специальные таблички не давали  запутаться в улицах попутных городков.   Напористый ветер толкал в спину, оставалось только слегка подкручивать педали, чтобы мой нагруженный всем необходимым для походной жизни шоссейник держал скорость 30 км в час. Вскоре я настолько расслабился, что прозевал момент, когда ехавший впереди велосипедист резко отвернул от препятствия, которого я за ним не видел. Почти посередине велодороги немецкие дяденька и тетенька оставили свои велики, а сами присели поодаль на скамейку, чтобы полюбоваться Дунаем. В эти два велосипеда я и въехал, не успев ни отвернуть, ни затормозить. Поломал им спицы и подножки, а сам отделался ссадинами на колене и ушибом плеча. Мой велосипед вообще не пострадал. Хорошенькое начало! – подумал я и повысил бдительность. На немца надейся, а сам не плошай!

Вскоре после Регенсбурга в Дунай справа впадает река Инн – пограничная между Австрией и Баварией.  До этой реки Кутузов дошел в октябре 1805 года, спеша на соединение с австрийской армией генерала Мака. Австро-Русскую антинаполеоновскую коалицию финансировала Англия, напуганная приготовлениями императора французов к высадке на Британских островах. Союзники выступили порознь, надеясь соединиться возле французских границ. Но Наполеон оказался шустрее. Он стремительно перебросил свою армию из нацеленного на Британию лагеря на Ла-Манше, стиснул Мака под Ульмом, запугал и принудил к сдаче. Парадная капитуляция не сражавшейся армии выглядела великолепно: на желтеющей равнине торжественно гремели барабаны, снежно белели цесарские мундиры, торжественно-печально колыхались склоняемые знамена, беззлобно сверкали слагаемые штыки...

Кремс
Кремс
Кутузов остался один на один с превосходящими силами французов. Он немедленно начал отступление вдоль правого берега Дуная на соединение с подходившими из России войсками, с которыми оказать честь Европе спешил юный император Александр Первый.  Но русские были далеко, а Наполеон близко. К тому же Наполеон был мастером маневра и двигался чрезвычайно быстро, пренебрегая обозами. Солдаты его добывали провиант старым проверенным методом – грабежом обывателей. Кутузов не мог поступать подобным образом на земле союзника, он не хотел оставлять больных, его обозы растянулись, армия шла медленно, противник поджимал. А тут еще русский император, озабоченный вопросами престижа, предлагал отходить героически, с боями. Кутузов письменно объяснял монарху, что  арьергардный бой легко начать, но трудно кончить, ведь враг подтягивает силы, а наши войска отходят. Такой бой часто заканчивается окружением арьергарда превосходящими силами противника, потерей артиллерии, оставлением раненых. Впрочем, арьергардных боев и так хватало, а под Кремсом Кутузов дал бой по своей инициативе.

Я катил по левому берегу Дуная, помня, что русская армия в 1805 году отступала по правому. Таким образом, я пропустил места локальных арьергадных боев. Были ли там водружены к столетию наполеоновских войн памятники, как в других местах, не знаю. Надо же оставить что-то другим первооткрывателям. Ведь из-за долгой советской изолированности от мира всякий русский за границей – немного первооткрыватель.

Кутузову надо было сделать выбор: или с оставшимися австрийскими частями защищать Вену, или уходить на север, в Моравию на соединение со своими. Как  впоследствии под Москвой, Кутузов предпочел сохранить армию, пожертвовав столицей. Местом, удобным для перехода армии через Дунай, был город Кремс. Сзади наседал Мюрат, а по левому берегу в надежде перехватить переправу спешил со своим корпусом Мортье. Кутузов успел перейти, уничтожил мост через Дунай и решил проучить Мортье, чтобы отбить у него охоту преследовать русскую армию на предстоящем трудном переходе через горы.

Описания боя и оценка его итогов у разных историков крайне противоречивы. Из их анализа и ситуации на местности можно предположить следующую реконструкцию.

На подходе к Кремсу возле селения Дюрнштейн (раньше даже по-немецки писалось – Дюренштейн) дорога проходит через «бутылочное горлышко»

Бутылочное горлышко
Бутылочное горлышко
между нависающими горами и Дунаем. Русские (Милорадович) неожиданно атаковали дивизию Газана, когда она уже прошла через теснину. Замысел состоял в том, чтобы загнать французов обратно «в  бутылку» под огонь специально посланного в обход по горам отряда под командованием Дохтурова. Мочить давящихся в отступлении французов, безопасно паля с неприступных горных круч – заманчивая была перспектива! Подъезжая к Дюрнштейну, я смог визуально оценить всю прелесть замысла. Но, как часто случается на войне, отряд припоздал и к тому же не смог протащить через горы пушки.  Потом Дохтуров вроде бы сам попал под удар подходивших свежих сил Мортье. Французы, хотя и отступили, но катастрофы избежали. Случилась одна из тех побед, которые  ничего не меняют в балансе сил и даже могут быть более вредны победителю, чем побежденному. Но они неоценимо полезны для боевого духа отступающего войска. К тому же Мортье, действительно, отпрянул  и в дальнейшем под ногами не путался.

Памятник в Дюрнштейне
Памятник в Дюрнштейне
На месте боев у Дюрнштейна, где узкая теснина разливается плантациями виноградников, высится   впечатляющий памятник исторической драке. Поименованы Кутузов, Мортье и Андреас Бауэр, проводник-австриец, показывавший русскому отряду обходную тропу в горах.

У Кутузова к тысячам больных (когда солдаты неделями совершают марши по 40-50 километров в день, потери заболевшими обычно превышают боевые потери) прибавились сотни раненых, и он вынужден был оставить наиболее тяжелых в Кремсе, письменно поручив их, по обыкновению того времени, «человеколюбию французов». Некоторые нынешние  историки упрекают Кутузова за оставление раненых в Кремсе, как потом в Можайске и Москве. Они по инерции 20 века мыслят категориями совсем другой войны,  и им не хватает фантазии представить себя на месте этих несчастных, истекающих кровью в костедробительной тележной тряске под студеным осенним дождем. В 19 веке цена человеческой жизни еще не упала так низко, как в 20 –м, и вопросы идеологического престижа еще не казались важнее гуманности.

ФрагментПоколесив по Кремсу, я оставил ровную велодорогу, потому что путь Кутузова дальше лежал через горы на север, к австрийскому Цнайму, нынешнему чешскому Зноймо. Дорога эта тогда была узкой, колдобистой и крутой.  Пока наши вразумляли Мортье, Наполеон, пройдя восточнее по правому берегу Дуная, взял обнаженную Вену. Взятая столица подобна девушке, потерявшей честь, - писал он, - что потом ни делай, а честь не воротишь! Не знал еще, бедолага, что есть средство от бесчестья – очистительный огонь.

Мост  через Дунай был  захвачен  Мюратом – Толстой описал, как раззявы - австрийцы его прошляпили. Французы оказались на левом берегу и начали движение на север наперерез русским по дороге, которая, как утверждал Толстой, была короче и лучше, чем та, по которой карабкался Кутузов. Насчет «короче» классик погорячился, но она действительно была намного глаже и равниннее, так что Кутузов мог запросто оказаться запертым в горах и отрезанным от идущего на выручку царя. Надо было во что бы то ни стало задержать французов, и Михаил Илларионович послал им наперехват небольшой отряд под командованием Багратиона. У меня с собой была распечатка страниц «Войны и мiра», где Толстой запротоколировал обстоятельства Шенграбенского дела. («Мip» пишу в старой орфографии, так как в современной искажается смысл: Толстой имел в виду не   «мир» как состояние без войны, а общество, людей – на мiру и смерть красна! Война и люди – об этом его книга). Из «протокола» не ясно, где именно ночью с 2 на 3 ноября прошел отряд Багратиона, но, думаю, что я в общих чертах повторил его путь, одолевая холм за холмом на пути к Голлабрюнну и Шенграбену, а точнее – Шенграберну (в русской литературно-исторической традиции неудобное второе «р» выпало). По стечению обстоятельств мне тоже пришлось ехать поздно и довольно усталым. Эта местность и теперь населена  слабо, гостиниц и кемпингов на пути не предвиделось, пришлось заночевать прямо в виноградниках. Одной бутылки воды хватило, чтобы принять душ, другой – на вечерний чай (осталось и на утренний), и я далеко за полночь счастливо отрубился на мягком самонадувающемся thermareste.  Под утро меня разбудило негодующее утробное ворчание каких-то копытных, чей территориальный суверенитет я так бесцеремонно попрал.

Утром меня радушно приветствовал из   кабины трактора австрийский кулак-бауэр,  делавший обрезку винограда с помощью довольно жуткого навесного орудия. Я собрался и покатил дальше на восток навстречу сгущавшимся тучам. В скучной сельскохозяйственной  местности как сказка вспоминались веселые селения дунайского берега, их недорогие вкусные обжорки, комфортабельные кемпинги.

Шенграбен
Шенграбен

С неба мерзко капало, когда я оказался у Шенграбена – деревни, оседлавшей венское шоссе. В полукилометре южнее Шенграбена в окружении деревьев стоит впечатляющий черный обелиск, сооруженный в память австрийцев, русских и французов, павших в сражениях 1805 и 1809 годов. Я проехал севернее Шенграбена и оказался на месте русских позиций, дотошно описанных Толстым от имени Андрея Болконского. Все оказалось почти как в романе, только небольшого леса уже не было,  овраги выровнялись в лощины, а ручей совсем истончился.

Памятник в Шенграбене
Памятник в Шенграбене

Памятник в ШенграбенеПо сторонам, насколько хватало глаз, лежали поля. Местность была однообразно-ровной и голой.  Выбирать позицию особенно не приходилось: Багратион спешил перехватить венскую дорогу и пришел туда, куда мог прийти по кратчайшему расстоянию. Но двести лет назад, вероятно, небольшие перелески  закрывали обзор, благодаря чему пятитысячный отряд Багратиона мог сойти за авангард армии, находящийся где-то неподалеку. В самом деле, кому бы могло прийти в голову, что горстка людей посреди необъятной равнины, без всяких укреплений встала в оборону против тридцатитысячного корпуса   Мюрата, за которым следовал сам Наполеон?  Вот Мюрат и подумал, что перед ним вся русская армия, и затеял с Багратионом  переговоры о перемирии, ожидая подхода основных французских сил.  Через сутки он получил нагоняй от Наполеона, написавшего  незадачливому кавалеристу, что своей «дипломатией» он губит плоды всей кампании.
Ничто так не стимулирует, как пинок начальства. Мюрат поспешно атаковал вечером и ночью, окружив наших со всех сторон.   Исчерпав огневые ресурсы, потеряв треть состава, отряд Багратиона штыками пробился из окружения и ушел на соединение с Кутузовым. Дело было сделано. Изумленный противник не преследовал.

От Шенграбена до Вены недалеко, но узкое мокрое шоссе оказалось невероятно загруженным.  Европейские дороги лишены наших роскошных обочин, обусловленных требованиями климата. Я предпочел добраться до австрийской столицы на электричке. Пожил пару дней в Вене, полазил по музеям, посетил Шенбрунн – и отправился дальше по Европе. Велосипед, поезда, паромы, Германия, Дания, Швеция – через три недели все закончилось в Хельсинки московским экспрессом Лев Толстой. Куда денешься от классика? Куча впечатлений, сорок гигов фоток. Но все это было скорее географией. На Дунае была – Русская История.