Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
По следам Кутузова(Дунайская велодорога)Тур ХердалДунайская велодорога, Donaueradweg - один из самых примечательных велосипедных маршрутов Европы. Широкая асфальтовая лента берет начало в Баварии, следует по берегам главной реки Европы, проходит через три столицы – Вену, Братиславу и Будапешт и в конце концов исчезает где-то на подходе к не сильно велосипедизированной Румынии. Можно ехать и в обратном направлении, от Будапешта: в обоих вариантах уклон от падения Дуная не ощущается. Гораздо большее значение имеет ветер, а господствующие ветра в Европе летом - западный и юго-западный. Я начал путь по Дунайской велодороге в баварском Регенсбурге. Сейчас этот город небольшой, а когда-то был значительным. В Регенсбурге был принят в масонскую ложу молодой Кутузов, будущий спаситель России. Никакого влияния на последующую жизнь Михаила Илларионовича масонство не оказало. В то время масонство было светской условностью, символом принадлежности к хорошему обществу (вспомним, хотя бы, как Толстой высмеял масонские игры Пьера Безухова). Из-за Кутузова я и начал с Регенбурга, куда приехал из Праги. В путешествиях юности для меня важен был азарт преодоления пространства. Теперь, путешествуя в координатах географии, я ловлю себя на том, что на самом деле путешествую в истории. Дунайская велодорога – это, конечно, комфортабельный асфальтовый променад от отеля до отеля или от кемпинга до кемпинга. Но для меня, прежде всего, это путь по следам Кутузова. В Регенсбурге никто не помнит о Кутузове (его в Европе невысоко ценят, поскольку люди вообще не уважают полководцев, предпочитавших воевать малой кровью). Я на это не обиделся, прокатился по историческому центру, подкрепился традиционными регенсбургскими колбасками с тушеной капустой и начал свой путь по левому берегу Дуная. Специальные таблички не давали запутаться в улицах попутных городков. Напористый ветер толкал в спину, оставалось только слегка подкручивать педали, чтобы мой нагруженный всем необходимым для походной жизни шоссейник держал скорость 30 км в час. Вскоре я настолько расслабился, что прозевал момент, когда ехавший впереди велосипедист резко отвернул от препятствия, которого я за ним не видел. Почти посередине велодороги немецкие дяденька и тетенька оставили свои велики, а сами присели поодаль на скамейку, чтобы полюбоваться Дунаем. В эти два велосипеда я и въехал, не успев ни отвернуть, ни затормозить. Поломал им спицы и подножки, а сам отделался ссадинами на колене и ушибом плеча. Мой велосипед вообще не пострадал. Хорошенькое начало! – подумал я и повысил бдительность. На немца надейся, а сам не плошай! Вскоре после Регенсбурга в Дунай справа впадает река Инн – пограничная между Австрией и Баварией. До этой реки Кутузов дошел в октябре 1805 года, спеша на соединение с австрийской армией генерала Мака. Австро-Русскую антинаполеоновскую коалицию финансировала Англия, напуганная приготовлениями императора французов к высадке на Британских островах. Союзники выступили порознь, надеясь соединиться возле французских границ. Но Наполеон оказался шустрее. Он стремительно перебросил свою армию из нацеленного на Британию лагеря на Ла-Манше, стиснул Мака под Ульмом, запугал и принудил к сдаче. Парадная капитуляция не сражавшейся армии выглядела великолепно: на желтеющей равнине торжественно гремели барабаны, снежно белели цесарские мундиры, торжественно-печально колыхались склоняемые знамена, беззлобно сверкали слагаемые штыки... Кремс Кутузов остался один на один с превосходящими силами французов. Он немедленно начал отступление вдоль правого берега Дуная на соединение с подходившими из России войсками, с которыми оказать честь Европе спешил юный император Александр Первый. Но русские были далеко, а Наполеон близко. К тому же Наполеон был мастером маневра и двигался чрезвычайно быстро, пренебрегая обозами. Солдаты его добывали провиант старым проверенным методом – грабежом обывателей. Кутузов не мог поступать подобным образом на земле союзника, он не хотел оставлять больных, его обозы растянулись, армия шла медленно, противник поджимал. А тут еще русский император, озабоченный вопросами престижа, предлагал отходить героически, с боями. Кутузов письменно объяснял монарху, что арьергардный бой легко начать, но трудно кончить, ведь враг подтягивает силы, а наши войска отходят. Такой бой часто заканчивается окружением арьергарда превосходящими силами противника, потерей артиллерии, оставлением раненых. Впрочем, арьергардных боев и так хватало, а под Кремсом Кутузов дал бой по своей инициативе.
Я катил по левому берегу Дуная, помня, что русская армия в 1805 году отступала по правому. Таким образом, я пропустил места локальных арьергадных боев. Были ли там водружены к столетию наполеоновских войн памятники, как в других местах, не знаю. Надо же оставить что-то другим первооткрывателям. Ведь из-за долгой советской изолированности от мира всякий русский за границей – немного первооткрыватель. Кутузову надо было сделать выбор: или с оставшимися австрийскими частями защищать Вену, или уходить на север, в Моравию на соединение со своими. Как впоследствии под Москвой, Кутузов предпочел сохранить армию, пожертвовав столицей. Местом, удобным для перехода армии через Дунай, был город Кремс. Сзади наседал Мюрат, а по левому берегу в надежде перехватить переправу спешил со своим корпусом Мортье. Кутузов успел перейти, уничтожил мост через Дунай и решил проучить Мортье, чтобы отбить у него охоту преследовать русскую армию на предстоящем трудном переходе через горы. Описания боя и оценка его итогов у разных историков крайне противоречивы. Из их анализа и ситуации на местности можно предположить следующую реконструкцию. На подходе к Кремсу возле селения Дюрнштейн (раньше даже по-немецки писалось – Дюренштейн) дорога проходит через «бутылочное горлышко» Бутылочное горлышко
Памятник в Дюрнштейне
На месте боев у Дюрнштейна, где узкая теснина разливается плантациями виноградников, высится впечатляющий памятник исторической драке. Поименованы Кутузов, Мортье и Андреас Бауэр, проводник-австриец, показывавший русскому отряду обходную тропу в горах.
У Кутузова к тысячам больных (когда солдаты неделями совершают марши по 40-50 километров в день, потери заболевшими обычно превышают боевые потери) прибавились сотни раненых, и он вынужден был оставить наиболее тяжелых в Кремсе, письменно поручив их, по обыкновению того времени, «человеколюбию французов». Некоторые нынешние историки упрекают Кутузова за оставление раненых в Кремсе, как потом в Можайске и Москве. Они по инерции 20 века мыслят категориями совсем другой войны, и им не хватает фантазии представить себя на месте этих несчастных, истекающих кровью в костедробительной тележной тряске под студеным осенним дождем. В 19 веке цена человеческой жизни еще не упала так низко, как в 20 –м, и вопросы идеологического престижа еще не казались важнее гуманности. Поколесив по Кремсу, я оставил ровную велодорогу, потому что путь Кутузова дальше лежал через горы на север, к австрийскому Цнайму, нынешнему чешскому Зноймо. Дорога эта тогда была узкой, колдобистой и крутой. Пока наши вразумляли Мортье, Наполеон, пройдя восточнее по правому берегу Дуная, взял обнаженную Вену. Взятая столица подобна девушке, потерявшей честь, - писал он, - что потом ни делай, а честь не воротишь! Не знал еще, бедолага, что есть средство от бесчестья – очистительный огонь. Мост через Дунай был захвачен Мюратом – Толстой описал, как раззявы - австрийцы его прошляпили. Французы оказались на левом берегу и начали движение на север наперерез русским по дороге, которая, как утверждал Толстой, была короче и лучше, чем та, по которой карабкался Кутузов. Насчет «короче» классик погорячился, но она действительно была намного глаже и равниннее, так что Кутузов мог запросто оказаться запертым в горах и отрезанным от идущего на выручку царя. Надо было во что бы то ни стало задержать французов, и Михаил Илларионович послал им наперехват небольшой отряд под командованием Багратиона. У меня с собой была распечатка страниц «Войны и мiра», где Толстой запротоколировал обстоятельства Шенграбенского дела. («Мip» пишу в старой орфографии, так как в современной искажается смысл: Толстой имел в виду не «мир» как состояние без войны, а общество, людей – на мiру и смерть красна! Война и люди – об этом его книга). Из «протокола» не ясно, где именно ночью с 2 на 3 ноября прошел отряд Багратиона, но, думаю, что я в общих чертах повторил его путь, одолевая холм за холмом на пути к Голлабрюнну и Шенграбену, а точнее – Шенграберну (в русской литературно-исторической традиции неудобное второе «р» выпало). По стечению обстоятельств мне тоже пришлось ехать поздно и довольно усталым. Эта местность и теперь населена слабо, гостиниц и кемпингов на пути не предвиделось, пришлось заночевать прямо в виноградниках. Одной бутылки воды хватило, чтобы принять душ, другой – на вечерний чай (осталось и на утренний), и я далеко за полночь счастливо отрубился на мягком самонадувающемся thermarest’e. Под утро меня разбудило негодующее утробное ворчание каких-то копытных, чей территориальный суверенитет я так бесцеремонно попрал. Утром меня радушно приветствовал из кабины трактора австрийский кулак-бауэр, делавший обрезку винограда с помощью довольно жуткого навесного орудия. Я собрался и покатил дальше на восток навстречу сгущавшимся тучам. В скучной сельскохозяйственной местности как сказка вспоминались веселые селения дунайского берега, их недорогие вкусные обжорки, комфортабельные кемпинги. Шенграбен С неба мерзко капало, когда я оказался у Шенграбена – деревни, оседлавшей венское шоссе. В полукилометре южнее Шенграбена в окружении деревьев стоит впечатляющий черный обелиск, сооруженный в память австрийцев, русских и французов, павших в сражениях 1805 и 1809 годов. Я проехал севернее Шенграбена и оказался на месте русских позиций, дотошно описанных Толстым от имени Андрея Болконского. Все оказалось почти как в романе, только небольшого леса уже не было, овраги выровнялись в лощины, а ручей совсем истончился. Памятник в Шенграбене
Ничто так не стимулирует, как пинок начальства. Мюрат поспешно атаковал вечером и ночью, окружив наших со всех сторон. Исчерпав огневые ресурсы, потеряв треть состава, отряд Багратиона штыками пробился из окружения и ушел на соединение с Кутузовым. Дело было сделано. Изумленный противник не преследовал.
От Шенграбена до Вены недалеко, но узкое мокрое шоссе оказалось невероятно загруженным. Европейские дороги лишены наших роскошных обочин, обусловленных требованиями климата. Я предпочел добраться до австрийской столицы на электричке. Пожил пару дней в Вене, полазил по музеям, посетил Шенбрунн – и отправился дальше по Европе. Велосипед, поезда, паромы, Германия, Дания, Швеция – через три недели все закончилось в Хельсинки московским экспрессом Лев Толстой. Куда денешься от классика? Куча впечатлений, сорок гигов фоток. Но все это было скорее географией. На Дунае была – Русская История. Copyright 2010 Тур Хердал
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |