Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

«Велодесант или байкдесант»

КАРАВАН-экстра
1. Немного истории и идея велодесантов 2. Как организованы стандартные "велодесанты"?
3. Байк-Десант на о. Валаам или "Валаам-стандарт" 4. Велодесант в расширенном формате
  4.1 "Валаам без Валаама-2008"
  4.2 "Монастыри приладожья 2009"
  4.3 "Жемчужины Ладоги 2010"

Немного истории и идея велодесантов

Идея комбинированных велосипедно-водных походов с использованием речных и морских катеров для «десантирования» велосипедистов на материк и острова родилась у наших друзей из клуба «Велопитер» в 2002 году. КАРАВАН время от времени организует «Велодесанты» совместно с «Байкдесантом».

Рядом с Санкт-Петребургом много больших водоемов и в них много интересных островов. Чем не объект велотуризма?

Балтийское море, а в нем Котлин, Гогланд, Аландский архипелаг, Сааремаа и Хийюмаа, Готланд и Борнхольм, Ладожское озеро с Валаамом и Коневецом, Онега с удивительными шхерами, Белое море с Соловецким архипелагом - всё это потенциальные объекты для такого «десантного» велотуризма.

Фото Илья Доронин.

Фото Леонид Ливеровский.

Ладожские пейзажи.

Идея первого байкдесанта появилась в клубе "Велопитер" в 2002 году у Ильи Гуревича и Арнольда Рассукованного. Идея состояла в том, что велосипедисты забрасываются к месту похода с помощью судна, а сам поход проходит по островам. Тогда и родился первый, ставший уже классическим, "десантный" маршрут на о. Валаам. Такой формат поездок оказался очень востребованным.

C 2002 очень популярен поход по Аландским островам в Балтийском море, эдакий комфортный вариант десанта, который проводит VeloTur.ru. С 2005 года Анатолий Чайка успешно проводит велодесанты на Соловки.

В 2007 году Арнольд провел первый десант на о. Гоглад в Финском заливе Балтийского моря. В 2009 году bikedesant.ru провел уже два регулярных таких "десанта".

Ладожские пейзажи.

Как организованы стандартные "велодесанты"?

Питерские организотары байкдесантов так описывают "десанты".

В Байк-дестантах в качестве средства десантирования используются небольшие суда. На Ладоге, как правило, это водолазный бот «Одиссей II», который является переделкой разъездного катера прибрежного плавания проекта «Ярославец». Все десантники путешествуют в качастве палубных пассажиров. Важно помнить, что на судне главным является капитан, и то, что он требует, нужно исполнять.

Караван на судне
Моторка
Группа Караванщиков на судне.
Катание на моторке.

Время проведения маршрутов выбрано таким образом, что бы захватить наилучшую погоду в этих местах. Но тем не менее, на море и на больших озерах бывают шторма и иногда качает, это надо иметь в виду -- заранее запастись средствами от морской болезни и терпением. Замечено, что после выхода из зоны качки морская болезнь почти сразу проходит.

Ночевки проводятся в полевых условиях, в палатках, еда готовится на походной кухне. На осторовах наших северных морей и озер костры мы стараемся не жечь, то есть еду нужно готовить на горелках, а костер один на группу используется для вечерних посиделок и чая.

Байк-Десант на о. Валаам или "Валаам-стандарт"

Этот десант самый первый, самый популярный и ставший уже традиционным десант. Многие участники ездят каждое лето. Тут всегда аншлаг, так что записываться надо заранее. Маршрут проводится с пятницы по воскресение. Начинается поездка недалеко от города Приозерска в пятницу утром с погрузки на катер. В программе переходы на судне по Ладоге, велоэкскурсия по о. Валаам, посещение о. Путсаари и островов с оборонными сооружениями финнов времен "Зимней войны" 39-40 гг. Заканчивается десант в воскресенье во второй половине дня.

Финская батарея береговой артиллерии времен зимней войны (1939-1940).

Почему же байкдесант на Валаам так популярен?

Во-первых, о. Валаам культовое место, куда многие мечают попасть, а попасть туда кроме как с организованной экскурсией на большом корабле или с паломническим туром Русской Православной Церкви очень трудно. Регулярного пассажирского собщения с островом не существует, пока возят частники. Паломническая служба монастыря возит паломников регулярно только из Сортавалы и Приозерска, былеты на судно в сезон купить трудно, и в саму Сортавалу или Приозерск из Москвы можно попасть только на поезде с пересадкой в Питре, и займет это много времени.

Во-вторых, о Валаам слишком велик, чтобы за один день обойти его пешком, а для велосипеда в самый раз. Ночевать там в палатках запрещено, а под крышей остановиться можно только в монастыре для чего нужно получить благословление...

В-третьих, ладожские острова очень красивы, и возможность погулять по ним, встать лагерем на таком острове привлекает многих.

Для москвичей же, на Ладоге вообще все в диковинку. У нас нет бескрайних водных просторов, множества мелких островов, скал, покрытых лишайниками и неповторимых северных летних ночей.

До 2005 года многие москвичи съездили в эти увлекательные поездки с питерцами.

Слава "байк десантов"росла, желающих поучаствовать становилось больше, и с 2005 года один раз в сезон КАРАВАН стал бронировать весь "десант" целиком.

Для примера приведу программу байк-десанта КАРАВАНа на о. Валаам 2006 года.

Пятница 14 июля 2006 года:

Суббота 15 июля 2006 года:

Воскресение 16 июля 2006 года:

Велодесант в расширенном формате

Начиналось все с того, что несколько лет подряд Караван совместно с «Байкдесантом» организовывал байк десанты на о. Валаам исключительно для "своих".

Такие поездки не были с открытым участием. Команда подбиралалась лично оганизаторами. Идея была в том, чтобы на судне собиралась компания хорошо знакомых друг с другом людей. Правда, оргагизаторам часто приходилось слышать упреки в келейености при формировании группы, но это были и есть издержки ограниченного количества мест на судне.

Поначалу такие "Валаам-стандарты" проходили на ура. Однако, со временем такой формат, нам москвичам, стал надоедать.

С одной стороны, большинство караванщиков к тому времени уже побывали на Валааме.

С другой стороны, велосипеды нам надо везти из Москвы. И получалось, что ради нескольких десятков пройденных километров по Валааму велосипеды надо везти сначала на поезде до Питера, затем на электричке до Приозерска, затем на катере до Валаама, затем все повторялось в обратном порядке. И это за три дня. Сплошные погрузочно-разгрузочные работы.

Среди москвичей начали раздаваться громкие призывы даешь "Валаам без велосипеда"! Собрать хорошую компанию знакомых друг с другом людей, которым комфортно в обществе друг друга проводить отпуск на "Валаам-Стандарт" стало трудно.

На маршруте.
На маршруте.
Лишайник.
Переправа.
На веломаршруте.

Прислушавшись к vox populi, в 2008 году был придуман и опробован новый формат. Решено былов все-таки не отказываться от велосипеда, а увеличить продолжительность велочасти.

"Валаам без Валаама 2008"

В первый раз Валлам решили пропустить - все участники были на этом острове не по одному разу. Отсюда и название "Валаам без Валаама 2008".

Новый формат включал в себя полноценный велопоход на 4 дня в стиле «Комфорт-Трофи», который проходил западному и северо-западному приладожью. Начинался он в пос. Кузнечное, заканчивался в пос. Ляскеля погрузкой на катер. По ходу веломаршрута мы подробно осмотрели мраморные карьеры в Русекала, водопады и финские плотины на речке Тохмайоки.

Организация отличалась от обычного похода «Комфорт-Трофи» наличием первые три дня машины сопровождения, которая перевозила основной багаж и надувную резиновую лодку для перереправы через реку на маршруте. В остально все было, как обычно - ночевки в палатках, приготовление пищи индивидуально (по парам и подгруппам на горелке), общий костер и чай вечером.

Новый формат очень понравился всем участникам, и в том же составе подобную поездку решили повторить в 2009 году, увеличив на один день водную часть, но, естественно, по другому маршруту - захотелось побывать в северной и северо-восточной части ладожского побережья.

"Монастыри приладожья 2009"

Зимой 2008-2009 года катер прошел модернизацию: замена двигателя (увеличился ход), уменьшился шум, появилась столовая, поэтому в кают-компании стало можно спокойно отдыхать - там никто не толпился. Соответсвенно выросла цена за аренду катера. Для уменьшения расходов участников, решили увеличить количество человек на судне, и провли эксперимент: ввели классы пассажиров на судне - "палубные" и каютные".

Таким образом, увеличили количество участников поездки до 20-22 человек, по сравненипю с прошлым 2008 годом, когда всего было 14 человек, но у всех были спальные места. Однако, в 2008 году некоторые участники все равно не оставались спать на судне, а ставили свою палатку на берегу, а платили за катер все поровну.

Эксперимент нельзя признать полностью удачным - узким местом стал гальюн с душем и столовая, слишком много народа хотели ими пользоваться. Опыт показал, что организовывать надо поездку, когда или все пассажиры "палубные" или все "каютные".

Велосипедную часть в этот раз решили начать в Лодейном Поле, закончить велопоход и погрузиться на катер недалеко от Питкяранте в Импилахти, а окончить поездку, как всегда, в г. Приозерск.

На этот раз решили монастыри посещать - на о. Валаам и о. Коневец. Отсюда и название "Монастыри приладожья 2009".

"Жемчужины Ладоги-2010"

В 2010 году состоялся велодесант "Жемчужины Ладоги-2010", обобщающий опыт первых двух велодесантов в расширенном формате. Все пассажиры были "палубные".

Велосипедная часть после выгрузки из поезда в Лодейном Поле и дозаброски на автобусе (для людей) и грузовой Газели (для велосипедов и вещей) до поселка Салми включала в себя: Тулмозерский железоделательный завод, водопад Белые Мосты (Юканкоски), гидротехнические сооружения на реке Янисйоки, Мраморный карьер в поселке Рускеала, озера Тулмозеро, Андреевское, Янисярви (крупнейший метеоритный кратер Европы). Водная часть включала в себя острова: Путсаари, Валаам, Оборонный (Сухой), Коневец.

Погрузка на катер производилась в г. Сортавала, выгрузка, как всегда, в Приозерске.